Когда сын рассказал Ларисе о том, что она скоро станет в очередной раз бабушкой, радости как-то не случилось. У Дениса и Кати уже было двое детей, а третий малыш казался перебором, учитывая, что жили они все вместе в небольшой квартире.
- Когда вы меня обрадовали рождением первого внука, я всё приняла и не стала вмешиваться, - говорила она устало. - Она только в институт собиралась поступать, а в итоге отправилась в роддом за Никиткой.
- Это же прекрасно, - рассуждал Денис - Сейчас мы молоды, полны сил и готовы поставить детей на ноги.
- Спустя год вы стали родителями Маши, - не слышала его Лариса. - Двое деток, Катя опять отложила вопрос с учебой, ты только институт окончил.
- Ну, а теперь у нас будет трое погодок, - спокойно рассуждал будущий многодетный отец.
- Мало того, что вы сами ещё дети, так хотя бы глупости не творили, - старалась она не расплакаться. - Мы сейчас живем впятером в моей маленькой квартире. Для будущего малыша даже кроватку поставить негде, о чём вы думаете?
- Никитке к моменту рождения ребенка будет почти три года, так что он прекрасно сможет спать в одной комнате с тобой, - не видел проблем Денис.
- Я работаю на двух работах, стараюсь вам помогать, а теперь даже поспать не смогу нормально? - чувствовала себя окончательно раздавленной Лариса.
- У нас кухня большая, можно тут спальное место для тебя обустроить, - настаивал Денис.
- А ещё можно в подъезде обустроить и выселить меня из собственной квартиры, - разозлилась женщина.
Он тогда обиделся, с недовольным видом из комнаты вышел и дверью громко хлопнул. От суеты проснулись дети, начался плач и крики, через которые было слышно, как Денис рассказывает жене подробности разговора с матерью. Больше выносить напряженную ситуацию Лариса не могла, поэтому оделась и пошла, куда глаза глядят. По дороге позвонила сватье и попросила о встрече.
- Да знаю я всё, - говорила Ольга, мама Кати, наливая гостье чай. - Катерина мне позвонила.
- Они же такие молодые, жилья своего нет, работы нормальной нет, и вообще, не умеют ещё деньгами распоряжаться, - причитала Лариса. – Смотрю, как бездумно тратят свои копейки, и диву даюсь.
- Меня слышать тоже дочь не хочет, говорит, что мы их не понимаем, - поддерживала ее Ольга. - Они с Денисом решили, что трое детей с маленькой разницей в возрасте это очень круто.
- Ну да, а ещё круто, что я работаю на двух работах и за душой ни копейки не имею, а всё им отдаю, да продукты трачу, - не могла сдерживаться Лариса. - Я же сама плачу коммуналку и продукты покупаю, потому что Денис на своей стройке зарабатывает мало.
- Всё я понимаю, только делать-то что, - отвечала Ольга. - По закону они сами могут принимать такие решения и рожать детей до бесконечности, логика там не работает.
Посидели две женщины на кухне с печальными мыслями и разошлись ни с чем.
Катерина на свекровь обиделась и всем своим видом демонстрировала это. Денис тоже отделывался общими фразами, а Ларисе казалось, что она сходит с ума в этом дурдоме, и даже на работе обстановка была спокойней, хотя работала она в городской больнице.
- Мы решили купить тебе кресло раскладное на кухню, - сказал Денис, спустя пару недель после первого разговора с матерью. - Только у нас сейчас денег нет, поэтому ты купи сама, а мы потом вернём, когда появится возможность.
Лариса прекрасно понимала, что никто ничего возвращать не будет, и на кухне спать не собиралась.
- Вы только о своем удобстве думаете, - высказывала ей Катя. – А куда нам ребенка селить?
- Я считаю, что детей надо заводить только, когда на ногах уверенно стоишь, - не могла она больше держать в себе недовольство. - А вы на шее родителей сидите.
- Это наше решение и выбор, на который мы имеем право, - поддерживал жену Денис.
- Значит так, правые и юридически образованные люди, - пошла в наступление Лариса. - Я никуда перебираться не собираюсь, а если вам что-то не нравится, прекрасно знаете, где находится выход.
- Твоя мать нас с детьми на улицу выгоняет, а ты молчишь? - переключилась Катя на супруга.
- Не ожидал я, конечно, такого, - приосанился Денис. - Ты уверена, что готова выставить единственного сына с семьей на улицу? Обратного пути не будет.
- А вы уверены, что я готова и рада пахать как лошадь ради вас, терпеть постоянные капризы и своего угла не иметь? - не сдавалась Лариса. - Квартира эта куплена на мои деньги и является частной собственностью. Вы считаете себя настолько взрослыми, чтобы детям жизни давать, так и ответственность несите!
- Ноги моей больше здесь не будет! - кричала Катя, собирая вещи и плачущих и испуганных детей.
- Ты понимаешь, что Кате нельзя нервничать? - сердился на мать Денис. - Вообще-то она ребенка ждет, если ты об этом забыла.
- Иди, - не могла больше выносить этот спектакль Лариса. - Помоги жене вещи собрать, вы же переезжать будете.
Потом табор носился по квартире, к ночи вызвали такси и перебрались к родителям Кати. Лариса осталась в звенящей тишине и пришла в шок, поскольку уже забыла, что это такое.
Молодое семейство пожило несколько месяцев у родителей Кати, но там был суровый отец, который тоже не собирался терпеть в своем доме «детский сад». Он высказал всё недовольство дочери и зятю, обвинив их в безответственном поведении и глупости.
- Ты, наверное, уже пожалела, что нас на улицу выставила? - начал разговор Денис с матерью после конфликта с родственниками жены. - В принципе, мы люди не гордые, готовы всё забыть и домой вернуться, большой командой легче живется.
- Я ни о чём не жалею, и вообще, мне давно не было так спокойно и хорошо, - отвечала она обреченно. - Если вам жить негде, могу на первый месяц немного с деньгами помочь, а там сами выбирайтесь, я не железная.
- Так, значит, да? - начинал закипать Денис. - Кате рожать скоро, у нас две малышей, а родителям всё равно, они предпочитают жить в своё собственное удовольствие.
- Мы вас вырастили, да видно упустили что-то, - не сдавалась Лариса. - А теперь уже ваша обязанность о своих детях беспокоиться. Вы можете хоть каждый год поднимать демографические показатели в стране, а я не ломовая лошадь, поэтому в гости приходить можете, но не более.
Денис первый раз так испугался, поскольку они рисковали остаться на улице, и мать явно не собиралась менять своё решение. Отец Кати дал им месяц на решение квартирного вопроса, предлагая на первое время помочь деньгами. Катерина нервничала, дети настроение в доме перенимали и вели себя нервно, часто плача по ночам.
Всё чаще Денису казалась его жизнь настоящим «дурдомом», из которого хотелось сбежать. Раньше идея о многодетной семье казалась прикольной, пока родители с обеих сторон принимали участие в решении проблем, а суровая правда негативно сказывалась на отношениях пары.
- Я не имею права сбегать от проблем, - говорил Денис себе не очень уверенно. - Мы же сами с Катей выбрали свой путь, значит, нужно идти по нему.
Но коварный внутренний голос нашёптывал другое, призывая окунуться в мир свободы, беззаботности и права самостоятельно принимать решения. Однажды он мог оказаться громче доводов разума и Денис это понимал, просто не зная, когда сорвется.
Дождавшись, когда жена родит, и, встретив её из роддома, новоиспечённый многодетный отец отвез Катю с новорождённым к её родителям, т.к. средств, чтобы снять жильё у них так и не появилось. Зато у Дениса появился план: он поедет в Москву на заработки, а Катя с детьми поживёт с детьми пока у родителей, всё-таки, без него будет на одного человека меньше. Выгнать из квартиры они её не смогут, она там прописана. А когда он заработает достаточно, вернётся и заберёт их. По крайней мере, Денис на это надеялся.