1147 год
Русь
Юрий Владимирович Ростово-Суздальский (правил в Ростове и Суздале в 1095-1157, в Киеве в 1147-1157 (с перерывами) гг.) неоднократно требовал от новгородцев, чтобы они Мстиславичей Волынских от себя выслали, а князем Великого Новгорода взяли бы его сына. Новгородцы отказывались, ссылаясь на клятву, которую дали в свое время князю Мстиславу Владимировичу Великому (правил в Новгороде в 1088-1093, 1095-1125, в Ростове в 1093-1095, в Киеве в 1125-1132 гг.). И тогда Юрий Владимирович принялся решать вопрос силой. В конце зимы 1147 года он выступил на земли Великого Новгорода, а князю Святославу Ольговичу предложил воевать земли Ростислава Мстиславича Смоленского, брата князя Новгородского.
Походы обоих князей союзников сопровождались тотальным грабежом, но целей не достигли. Юрий Владимирович взял штурмом и разграбил Торжок и разорил села по реке Мста. Святослав Ольгович взял штурмом город Голяд и разорил сёла в верховьях реки Поротва. На том все и закончилось. А виновата в срыве этих походов была любовница Юрия Владимировича.
Юрий Владимирович Ростово-Суздальский довольно часто изменял своей жене и имел множество любовниц, но одну из них он любил больше всех. Эта любовница была женой Кучки, тысяцкого города Суздаль. В конце концов, мужу надоела эта связь его жены с князем Ростова и Суздаля. И когда Юрий Владимирович отправился в поход на Великий Новгород, Кучка покинул Суздаль вместе со своей семьёй и выехал к себе в вотчину. Здесь он отправил свою неверную жену в заточение, а сам стал собираться к отъезду в Киев, под покровительство князя Изяслава Мстиславича Киевского, врага князя Юрия Владимировича. Естественно, нашлись люди, которые послали весть о намерениях и действиях Кучки князю Юрий Владимировичу, который как раз жёг села по реке Мста. Юрий Владимирович покинул войско и поспешил с небольшой дружиной на помощь любовнице. Кучка же, вместо того, чтобы сразу уехать в Киев, начал собирать барахло, чтобы увезти с собой на юг, как можно больше ценных с его точки зрения вещей. В результате уехать не успел - появился Юрий Владимирович с воинами. Кучка был по приказу князя убит, его жена освобождена, и… война для Юрия Владимировича с Великим Новгородом на том закончилась. Ему очень понравилось место, в котором жил покойный тысяцкий. И Юрий Владимирович решил заложить на этом месте новый город. А так как место, где стоял дом Кучки, находилось на берегах реки Москва, то и новый город, который начал строить на месте дома тысяцкого Кучки, Юрий Владимирович назвал Москвой.
Пока строили город, Юрий Владимирович, видимо с подачи любовницы, решил выдать дочь покойного и любовницы за своего сына Андрея. Начались приготовления к свадьбе. На свадьбу Юрий Владимирович решил пригласить союзного ему князя Святослава Ольговича, изгнанного из Новгород-Северского, брата бывшего князя Киева Игоря Ольговича (правил в Киеве в 1147 году, смотри публикацию «Тринадцатидневное правление»).
Святослав Ольгович принял приглашение и был вынужден свернуть поход на Смоленские земли.
4 апреля 1147 года в Москву к Юрию Владимировичу приехал Олег Святославич, старший сын Святослава Ольговича. Его приняли наилучшим образом. В знак своего расположения к прибывшему Юрий Владимирович подарил ему пардуса*.
5 апреля 1147 года в Москву приехал сам Святослава Ольгович с сыном Владимиром. Их также приняли наилучшим образом. В честь дорогих гостей был устроен большой пир, в ходе которого Святослав Ольгович, его сыновья, знатные мужи Святослава Ольговича, - все получили дорогие подарки. Святославу Ольговичу для войны с князем Изяславом Мстиславичем была обещана военная помощь, которую должен был привести сын Юрия Владимировича Глеб. Затем состоялся обряд бракосочетания Андрея Юрьевича с дочерью Кучки и пять дней все дружно гуляли. После чего разъехались.
Святослав Ольгович отбыл в город Лобинск, откуда перешел в Неринск, куда и прибыл 13 апреля 1147 года.
27 апреля умер митрополит Киевский и всея Руси Михаил.
Князь Изяслав Мстиславич пригласил в Киев епископов для избрания нового митрополита. Прибыли черниговский епископ Онуфрий, белгородский епископ Феодор, переяславский епископ Евфимий, юрьевский, епископ Демиан, владимирский епископ Феодор, новгородский епископ Нифонт, смоленский епископ Мануил. После некоторого спора, в нарушение традиций и правил, согласно которым митрополита Киевского благословлял и ставил патриарх Константинопольский, съезд епископов по рекомендации Великого князя Киевского 27 июля 1147 года избрал новым митрополитом Киева и Руси Климента, в затворничестве Клима Смолятича. Клим Смолятич был известен, как большой книжник и философ.
Это всё не к тому, чтобы каким-то образом бросить тень на историю основания Москвы, а к тому, что очень верно подметил Василий Фёдоров в "Женитьбе Дон-Жуана" (очень советую почитать):
"Из всех проблем,
Из всех больших идей
Семьи идея мне всего милей.
Всё дело в том, что изо всех историй,
Прошитых кровью по живой канве,
Из многих философских категорий
Главнейшими считаю только две.
На первом месте в роли верховода
Есть отношенья:
Люди и Природа.
А на втором
Из категорий вечных,
Из отношений чисто человечьих,
Дающих вездесущей жизни ход,
Рождающих и радость, и кручины,
Есть отношенья Женщины с Мужчиной,
А можно говорить наоборот.
Всё остальное, если вам угодно,
От этих отношений производно.
И даже то,
Что люди страстно бьются
Оружьем мятежей и революций,
Прозрев любви зарю в кромешной тьме.
Ах, сколько в распрях от огня и стали
С мечтою о грядущем погибали,
Душою апеллируя к семье!
Сам Энгельс относил,
Свергая царства,
Вопрос семьи
К вопросам государства."
Не просто "любовницей" для князя Юрия была Кучковна...
(Источники: ПСРЛ, т. 1, т. 2, т. 15, т. 38 и другие, Татищев, т. 2)
* по мнению многих исследователей пардус – это, предположительно, леопард.