Найти в Дзене
Я - автоэлектрик

Автомобильные лебёдки (Ч. 1) "Чем круче джип, тем дальше идти за трактором!"

Всем привет! 👋

В ближайших статьях, я хотел бы рассказать о том, что такое лебёдка. За что она ценится, как за ней нужно следить и пробежимся по тому, как она устроена.

Как говорится: "Чем круче джип, тем дальше идти за трактором!".

Что бы вы не делали со своим автомобилем, любые попытки увеличить проходимость - это всё делает джип круче. А когда дело доходит до момента, что машина просто не в состоянии своими силами выбраться из той или иной западни в дело вступает трактор.

Признаться честно, я и сам не раз попадал в ситуации, когда всё.. "Приплыли", "приехали" и ещё множество мыслей в голове, которые дают понять, что дальше без сторонней помощи не справиться. Ещё хуже то, что бывают моменты, когда ты на столько далеко от населённых пунктов, или же находишься в таком месте, что судьба тебя оставляет наедине с собой и своим автомобилем. И тут в дело вступает она!

Устройство

Устройство всех лебёдок максимально схоже и принцип действия у них - прост. Электромотор, который посредством передачи крутящего момента на редуктор (понижающий), заставляет вращаться катушку на которой намотан трос.

Лебёдка может работать на размотку. На примере эвакуаторов: они как затаскивают автомобиль на свою площадку, так и спускают его с помощью лебёдки.

На смотку (самое основное) они работают большую часть времени. К примеру, если вы застряли на бездорожье, вы можете размотать лебёдку не включая её электро-мотор. Для этого, на корпусе редуктора, имеется рычаг, поворот которого предоставляет возможность свободного вращения катушки. Т.е. вы можете взять трос в руку и тянуть его собственными силами, чтобы размотать на нужную длинну. Однако не всё так просто... Об этом далее!

Коли зашел разговор о размотке, стоит вкратце рассказать о тросах для лебёдки.

Трос

Это один из самых важных элементов, и в то-же время самое страшное в лебёдке.

В основном есть 2 типа тросов:
- Синтетика
- Металл

-2

Синтетика на много удобнее, проще... Это как простая верёвка, только достаточно крепкая.

Самое важное при её использовании - содержать её в чистоте и избегать наличия повреждений. Чистота - залог долговечности, ибо синтетика боится песка... А песок в том или ином количестве есть везде. Он просто перетирает волокна троса, даже когда он намотан на барабан и машина используется штатно. В итоге в момент, когда есть необходимость воспользоваться лебёдкой, трос оказывается недостаточно прочен ввиду истирания и уменьшения количества волокон.

Сразу вспоминается притча, когда берут 2 ветки сухие и ломают их без труда, а затем берут охапку и всё... Прочность увеличивается.

По поводу повреждений думаю и так ясно - волокна... если их в каком-то месте меньше чем нужно - вы обречены на провал.

Плюсов по сравнению со сталью конечно больше, но сталь выглядит так, будто можно горы свернуть этим тросом.

-3

Металл всем хорош, да... Он выглядит крепче, надёжнее, долговечнее... Однако!

Металл имеет большую жесткость с точки зрения изгибов. т.е. если вы попробуете согнуть синтетический трос - проблем у Вас не возникнет... А вот стал не даст этого сделать. А если и даст, то тут проявляется второй минус данных типов тросов - они запоминают своё состояние. Если вы решите вытащить кого-то, или же самого себя, а трос в одном из мет будет проходить не по прямой к Вашему автомобилю, а изгибаясь (К примеру крюк буксировочный на авто стоит глубоко под автомобилем и трос, когда натянется, упрётся в бампер стальной... Всё - в этом мете появится характерный изгиб.

И если избегать эти ситуации можно и нужно, то когда вы решите обычным образом, повернув рычаг свободного режима, размотать трос... Вы поймёте, что он пытается выпрямиться, заставляя барабан вращаться без Вашего участия. И получится история как с наушниками в кармане. Он сам себя же запутает. А это уже может привести к тому. что места на барабане для неравномерно уложенного троса не хватит и приведёт это к тому, что лебёдкой пользоваться не получится.

Именно по этому я всегда рекомендую любые действия делать плавно и осознанно. Если есть возможность - разматывайте стальной трос с помощью режима размотки электромотором, создавая некое натяжение, чтобы намотка/размотка происходила без вреда для дальнейшей эксплуатации.

Ах да, чуть не забыл... Стальной трос имеет свойство "лохматиться", по этому никогда не проводите вдоль него голой рукой. Ощущение не из приятных, поверьте!

-4

Лично мне больше нравится синтетика, с учетом всех "за" и "против"! А Вам?

Пишите в комментариях своё мнения. а я пока буду готовить вторую часть!