10 ноября в историко-краеведческом музее под председательством советника главы района в сфере культуры и туристической деятельности, краеведа Н.И. Лаптева состоялось заседание актива формируемого в районе краеведческого общества. Оно было посвящено трагическим событиям, произошедшим в ноябре 1919 года в Тюкалинской тюрьме, где отступающими колчаковцами была казнена большая группа ее политических узников, борцов за Советскую власть.
В истории тюкалинской пересыльной тюрьмы много малоизвестных широкому кругу наших земляков страниц. Учитель истории гимназии С.Х. Тлеукин рассказал собравшимся о том, как вместо деревянного, обветшалого, не справлявшегося с большим потоком каторжников и с нечеловеческими условиями их содержания здания в 1896 году был построен новый тюремный комплекс, в который входили здание тюрьмы, дом исправника, тюремная больница, столовая, прачечная и дом свиданий. Есть легенда, что это как-то связано с американским журналистом Джорджем Кеннаном, побывавшим в Сибири. Он поддерживал российских революционеров, разоблачал тяжелые условия содержания политзаключенных в сибирской ссылке. В Америку Кеннан привез очерки, в которых рассказал о жизни каторжников, о порядках и состоянии сибирских тюрем. Возможно, ярая критика им российского самодержавия способствовала принятию властями решения о строительстве новой тюрьмы. Охранялась она солдатами тюкалинского гарнизона, который размещался в специально выстроенной казарме (ныне бывшее здание СПТУ). О размерах тюрьмы говорит тот факт, что в апреле 1919 года в ней содержалось 313 заключенных.
В числе ее узников были руководители первых органов Советской власти в Тюкалинске. Рассказ экскурсовода музея Г.В. Кузнецовой был посвящен революционерам, которые устанавливали Советскую власть в Тюкалинском уезде. Весть об Октябрьской революции пришла в наш город только в начале декабря 1917 года. На происходящие события откликнулись тюкалинцы - участники Первой мировой войны. Была сформирована инициативная группа с целью установления Советской власти во всем уезде. Возглавил движение энергичный 26-летний фронтовик Павел Усольцев, прибывший в Тюкалинск к матери и сестре и имевший в кармане партбилет и мандат киевского Совета рабочих и крестьянских депутатов. Его единомышленниками стали Александр Щекачев, Василий Кошелев, а также солдаты местной команды Марацевич, Дунцов, Голомедов, Туманов, братья Войновы. 25 января 1918 года было объявлено о победе Советской власти на территории Тюкалинского уезда. Однако 11 июня 1918 года в город ворвался вооруженный белогвардейский отряд, члены исполнительного комитета Тюкалинского уездного Совета и сочувствующие им были арестованы и брошены в тюрьму.
Каждый тюкалинец хотя бы раз проходил мимо памятника, расположенного у озера Разлив, напротив профколледжа. Табличка на нем гласит, что это место казни в ноябре 1919 года 49 борцов за Советскую власть. Как утверждают источники, описывающие это событие, тела погибших были похоронены в центре города, где сейчас находится сквер борцов революции. Сохранилась фотография 50-х годов, на которой видно, что рядом с местом захоронения стояла трибуна и к ней была прикреплена табличка с именами. Но, когда устанавливали памятник и разбивали сквер, трибуна была убрана, вместе с ней исчез список тех, кто похоронен в братской могиле. Сколько и какие фамилии казненных были написаны в списке, никто не помнит. Примерное место расположения захоронения сейчас обозначено памятным камнем рядом с памятником борцам революции.
За многие годы трагическое событие - массовое жестокое убийство отступающими колчаковцами большевиков-узников тюкалинской тюрьмы - обросло разными версиями. Официальную описал С. Туманов, позже появились трактовки А. Долгушина, Е. Вострухина, В. Молотова, М. Юрасовой и других авторов.
Наш земляк С.А. Семенов, краевед, ныне проживающий в Омске, гость прошедшего в музее заседания, много лет пытается найти истину в событиях ноября 1919 года. Работая в различных архивах, используя документальные источники того времени, ему удалось установить, что расправу над политзаключенными тюкалинской тюрьмы учинил отступавший к Омску колчаковский отряд полковника Григорьева в ночь с 8 на 9 ноября 1919 года. По показаниям надзирателя Чусовитина заключенных выводили за тюремные ворота по 2 человека, подводили к яме (тюремный погреб? На этом месте сейчас установлен памятник с шаром на вершине усеченной пирамиды) кололи штыками и сбрасывали в яму. По его же показаниям казнили 38 человек. Практически удалось установить имена только 25 из них. Имеющийся в распоряжении краеведов список из 49 человек, которые, как утверждается, казнены в ту страшную ночь, содержит имена людей, умерших и погибших по разным причинам до и после описываемого события. Среди них А. Сальников из Нового Конкуля, погибший при выступлении тюкалинцев против колчаковской мобилизации в августе 1918 года. Точный список казненных колчаковцами так и остается пока неизвестным.Неизвестно, сколько погибших было похоронено в братской могиле в центре города, неизвестны и их имена. Вообще, в этой истории много загадок и непонятных тайн.
Как получилось, что имена людей, про трагическую кончину которых написано столько статей и монографий, приведены не в официальных документах, а на скромном рукописном, со многими исправлениями тетрадном листочке? Почему не сохранили братскую могилу и не увековечили память казненных большевиков, как это было сделано в других городах и селах? Где все-таки был похоронен Павел Усольцев, именем которого названа одна из улиц города Тюкалинска, о ком сложена песня, а в 20-х годах на карте области значилась деревня Павло Усольцева, которую потом переименовали во 2-ю Пятилетку? Есть сведения о том, что похоронен он был матерью и сестрой на городском кладбище, которое в то время частично располагалось на территориях современной ул.Титова, стадиона…
Откуда появилась версия о «французском полковнике Мокри», который, якобы, командовал карательным отрядом, учинившим дикую расправу в тюкалинской тюрьме?
Как утверждает Н.И. Лаптев был русский офицер, полковник колчаковской армии, позднее генерал-майор Иван Георгиевич Макри, родившийся в г. Измаиле Бессарабской губернии. Служил в жандармерии, занимался уголовниками. С начала гражданской войны служил в Сибирской армии. В 1919 году был начальником отдела политического розыска в Омске, после расформирования отдела создал отряд особого назначения 2-й армии. В 1920 году вел работу по контрразведке в Дальневосточной армии в Чите, эмигрировал в Маньчжурию, в 1922 году уехал в Шанхай, оттуда в Париж, где свел счеты с жизнью после ухода жены. Но никакого достоверного подтверждения о его участии в событиях ноября 1919 года в Тюкалинске не имеется. Как указано выше, расправой командовал полковник Григорьев.
104 года минуло с той поры. Не одну сотню раз возвращаются тюкалинцы к трагедии ноября 1919 года. Правда о тех событиях нужна, чтобы не повторились ужасы братоубийственной гражданской войны, не были забыты имена свято веривших в счастливое завтра земляков и отдавших за это свои жизни, чтобы крепло понимание того, что только в единстве народа сила нашей страны, ее могущество и будущность.