Найти тему
В кино-за гривенник

Совесть гложет, да карман поможет!

Добрый день,уважаемые подписчики и читатели!
Рад снова приветствовать вас на своём канале...

После неудачной Крымской кампании 1853-1856 годов, в условиях общественного подъема, накануне реформ в России, А.Н.Островский не мог не чувствовать потребности возвратиться к сатирическому и обличительному направлению своего творчества, начатому им в комедии «Свои люди - сочтемся!».
Летом 1856 года он отправился в путешествие к истокам Волги.
Но в пути случилось несчастье: лошади понесли, тарантас перевернулся. Несколько месяцев он лежал со сложными переломами и написал пьесу с броским и выразительным названием «Доходное место», которая стала убедительным доказательством возвращения Островского на путь критики и отрицания российских патриархальных нравов...
Наступивший перелом в русской жизни дал возможность обличить недавнее прошлое. В пьесе выдвинуты представители мира старого и нового. Момент взят накануне перелома, повлекшего за собой разгром старого чиновничьего мира, когда, казалось, старый уклад еще всесилен, между тем как реформы были уже у дверей...
Пьеса в пяти действиях была впервые напечатана в журнале «Русская беседа», в 1856 году, и в этом же году вышла отдельным изданием. Однако к постановке в театрах не была допущена. Лишь через шесть лет, в 1863 году  впервые поставлена в Петербурге, на сцене Александринского Театра, и в Малом Театре, в Москве.

В центре этой комедии - темное царство русского чиновничества, нравы, сложившиеся столетиями и трудно поддающиеся переменам.
Три персонажа пьесы, находящихся на различных ступенях чиновничьей лестницы,- крупный вельможа Вышневский, старый опытный чиновник Юсов, и подчиненный Юсова - Белогубов. Обычные нравственные понятия для этих мастеров лихоимства не существуют...По их мнению, не в том честность чиновника, что он взяток не берет, а в том, что он, приняв взятку, непременно окажет требуемую услугу...
Племянник Вышневского, Василий Николаевич Жадов,человек умный, образованный, красноречивый, став чиновником, не хочет мириться ни с чиновничьим произволом,ни с мещанскими традициями в быту... Но вот в практической жизни он терпит полное поражение в сравнении с ничтожным Белогубовым, живущим "как все"...
Когда сёстры Кукушкины, Полина и Юлия, обмениваются мнениями о своих женихах, то Полина в восторге от Жадова, а Юлинька откровенно говорит сестре о Белогубове: "Дрянь ужасная!"
Но после замужества Жадовы едва сводят концы с концами, а у Белогубовых дом - полная чаша...
Жадов подвергается всё большему давлению окружающих, считающих, что материальное благополучие важнее принципов, и всё чаще ссорится с женой Полиной из-за денег. Честность и принципиальность героя не вызывает сомнения, но имел ли он право, женившись на избалованной Полине, обречь ее на бедность? И выдержит ли она такое испытание? В последнем акте герой уступает жене и идёт просить доходного места...

Во все времена комедия «Доходное место»-всегда оказывается созвучной времени...
Всеволод Мейерхольд в 20-е годы поставил пьесу в Театре революции, и спектакль был включён во все учебники по режиссуре и актёрскому мастерству.
Марк Захаров в 60-е поставил «Доходное место» в Театре Сатиры, и постановка получилась настолько современной, что через несколько представлений спектакль вообще запретили.
Вот и спектакль Михаила Царева, так же, без промаха, бьет в больную точку.
Фильм-спектакль 1981 года, ТО "Экран", в постановке Малого театра, является наиболее удачным из существующих экранизаций, а уж актёрский ансамбль просто великолепен:
Михаил Царёв-Аристарх Владимирович Вышневский
Нелли Корниенко-Анна Павловна Вышневская
Владимир Богин-Василий Николаевич Жадов
Роман Филиппов-Аким Акимович Юсов
Виктор Павлов-Белогубов
Ольга Хорькова-Кукушкина
Елена Цыплакова-Полина
Елена Доронина-Юлинька
Афанасий Кочетков-Досужев
А так же Виктор Бунаков, Олег Штефанко, Дмитрий Писаренко, Анатолий Опритов, Дмитрий Назаров, Александр Клюквин

Сегодня,почти полтора столетия спустя «Доходное место» остается произведением современным, а чиновничьи нравы, изображенные в пьесе, не могли искоренить ни реформы, ни революции,ни войны. Персонажи комедии Островского, жили и живут и в дореволюционной, послереволюционной, в советской, и в современной России, ибо, по словам философа Н. Бердяева, сказанных как будто сегодня: " ...самовластье по-прежнему царит на Руси, по-прежнему нет уважения к человеку, к человеческому достоинству, к человеческим правам... и взятка по-прежнему является устоем русской жизни, ее основной конституцией".

Вот и всё на сегодня, дорогие друзья!
Желаю вам приятного просмотра и до новых встреч...
https://yandex.ru/video/preview/15277769862075324964

Владимир Богин-Василий Николаевич Жадов
Владимир Богин-Василий Николаевич Жадов
Михаил Царёв-Аристарх Владимирович Вышневский
Михаил Царёв-Аристарх Владимирович Вышневский
Елена Цыплакова-Полина
Елена Цыплакова-Полина
Роман Филиппов-Аким Акимович Юсов
Роман Филиппов-Аким Акимович Юсов
Нелли Корниенко-Анна Павловна Вышневская
Нелли Корниенко-Анна Павловна Вышневская
Ольга Хорькова-Кукушкина
Ольга Хорькова-Кукушкина
Виктор Павлов-Белогубов   Елена Доронина-Юлинька
Виктор Павлов-Белогубов Елена Доронина-Юлинька
Афанасий Кочетков-Досужев
Афанасий Кочетков-Досужев
Олег Штефанко   Дмитрий Писаренко
Олег Штефанко Дмитрий Писаренко
Дмитрий Назаров
Дмитрий Назаров
 Анатолий Опритов,
Анатолий Опритов,