Нарцисс весь фальшив. Внутри у него пустота, разбавленная черной завистью, гневом и страхом - как мы уже раньше установили. Следовательно, для нарцисса очень важна не просто внешняя сторона вопроса, как он выглядит в других глазах, но еще и полезность этой внешней стороны. Нарцисс не просто хочет выглядеть идеально - он хочет торговать своей внешней стороной. Поэтому можно сказать, что он тщательно продумывает именно свой имидж в значении личного бренда.
Да, это может показаться на первый взгляд парадоксальным: ведь обычно нарцисс позиционирует себя как "купца" (субъекта с правом голоса), а жертв - точнее, их ресурсы - как "товар" (объекты). Но ошибки нет. Поначалу, когда нарциссу надо "зацепиться" за некий актуальный социум, он торгует собой, выставляя как товар именно собственную внешнюю оболочку. Помните, мы сказали, что построение личного бренда отличается от просто поддержания статусной внешности своей целью? Вот эта цель: вызывать у актуального социума доверие, чтобы не было препятствий к завладению ресурсом - раз и в случае чего поддержка против "непокорной" жертвы - два. Кроме того, нарцисс заставляет работать свой личный бренд на "нужных людей", которые в случае чего подтвердят - этот человек достоин доверия и авторитетен.
Доктор Рамани отмечает, что нарциссы часто занимают посты руководителей всевозможных тоталитарных сект - именно умея грамотно построить личный имидж на базе грандиозности, особых способностей и как следствие возможности легко, быстро и безболезненно решить все проблемы "паствы". На таких же чертах личного бренда нарциссы порой выбиваются и в руководители крупных корпораций. И на таких же чертах обычные люди порой стремятся выбрать в партнеры или спутники жизни именно нарцисса.
Отточенный имидж притягателен, он часто вовлекает нас в отношения с нарциссами и заставляет доверять им, ориентируясь исключительно на созданный ими миф, не замечая сомнительных поступков.
Рамани Дурвасула
Ключевое слово для нарцисса при создании его имиджа - казаться. Казаться увлеченным, казаться творческим, казаться внестандартно мыслящим (то есть практически гениальным). Достаточно вспомнить Евгения Онегина (достаточно выраженного нарцисса). Благодаря чему "свет решил, что он умен и очень мил"? Не только из-за знания французского в совершенстве и прекрасных манер. Вот как вел себя Евгений в светском обществе, будучи "ученым малым", то есть не обладая энциклопедическими знаниями:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре...
Готово - имидж умного и обходительного человека, которому можно доверять; по факту же Онегин не был ни тем, ни другим.
Еще одно важное качество нарциссов при построении личного бренда - моментально осознавать и применять на практике правила, которые устанавливает этот конкретный, сейчас актуальный нарциссу социум. Доктор Рамани отмечает, что нарцисс особенно любит те виды социума, где правила игры ему близки. Например, если в определенном социуме (приверженцев старых патриархальных правил) при поиске партнера принято именно играть, этот социум будет притягивать в свои ряды нарциссов буквально магнитом. Это социум, в котором приняты такие "законы", как, например:
- Мужчина - охотник, женщина - добыча.
- Женщине пристало изображать неприступность.
- Откровенно разговаривать о личном неприлично.
- В обществе существует иерархия (по возрастному, половому и иным признакам).
Рассказывая о новом партнере родным и друзьям, нам проще представить в выгодном свете кого-то формально успешного, обеспеченного и красивого, чем того, кто отличается добротой, мягкостью и уважительным отношением к окружающим, но у кого нет громких званий и привлекательного личного бренда.
Рамани Дурвасула
Если социум живет по правилам - нарцисс легко построит свой имидж на полном соответствии этим правилам. Однако в обществе, где не принято соответствие каким-либо стандартам, а поощряется оригинальность и необычность, нарциссу будет уже сложнее. Но тоже интересно: нарциссы обожают брошенный им вызов, борьбу и победу.