Россияне должны за коммуналку свыше 900 млрд рублей. И только в2023 году эта цифра выросла более чем на 70 млрд рублей
С июля 2024 года, по предварительным данным, стоимость коммунальных услуг вырастет как минимум на 14 процентов. При этом доходы многих омичей не успевают так же быстро подниматься, как цены на различные товары и услуги. И, как следствие, количество должников по коммуналке стремительно движется вверх. При этом поставщики ресурсов продолжают так активно бороться с неплательщиками, что порой эта активность затрагивает и тех, на ком уже несколько лет как нет задолженности.
«Когда во всех окнах погасли огни»
Пожалуй, последнее, что человек планирует в своей жизни, – это стать должником за коммунальные услуги. Но когда цены выходят за рамки вашего кошелька, порой иного выхода нет. И более того, вы можете запросто угодить в лапы коммунальщиков, которые посчитают вас должником без всяких на то оснований.
– Когда у меня появилось собственное жильё, я исправно платила коммуналку, – рассказывает омичка Елена Сергеевна. – Но всё изменилось в один миг – я попала под сокращение на работе, супругу также урезали зарплату. И пока мы выкарабкивались, прошёл один месяц, потом ещё один, и так постепенно накопилась приличная сумма долга.
Но спустя примерно год семье удалось всё же вырваться из долговой петли. И они всё оплатили по счетам.
– Я не могла нарадоваться, что наконец мы вошли в норму. И как раз примерно в январе ко мне пришли из ресурсоснабжающей организации с проверкой, я с гордостью показала квитанцию о том, что у меня долгов нет, и думала, что могу спать спокойно, – продолжает рассказ омичка. – Но каково же было моё удивление, когда месяца через три с моей карты списали деньги. Оказалось, что судебным приставам передали на исполнение судебный приказ годовой давности. Но ладно, тогда мне деньги вернули, а через год снова такой же сюрприз.
В этой ситуации положительно то, что деньги хотя бы вернулись. А вот другой жительнице Омска Лидии Егоровне повезло меньше.
– Я отказалась от газовой плиты, перешла на электрическую. Всё оформила, везде сообщила как положено, что газовая труба у меня отрезана, – рассказывает омичка. – Но газовые службы упорно продолжали мне начислять газ по нормативу и периодически приходили отключать его за неуплату. Я уже к ним привыкла и даже ничему не удивлялась.
Ещё одна омичка Татьяна Андреевна узнала, что у неё долг, только тогда, когда у неё сняли деньги с пенсионных начислений.
– Более 10 лет назад на мне была квартира, потом я переписала её на дочь, – говорит Татьяна Андреевна. – И всё. А тут буквально в начале года с моей пенсии списывают какой-то дикий долг, о котором я понятия не имела. Оказалось, что ресурсоснабжающая организация передала какой-то старый судебный приказ напрямую в банк. И теперь, чтобы мне эти деньги вернули, пришлось подавать в суд. Но это дело не быстрое.
Справедливости ради стоит добавить, что, несомненно, многие должники действительно таковыми являются.
– У меня большие долги за коммуналку, потому что просто не могу выбраться из финансовой дыры. Я бы рад оплатить, да негде найти такую большую сумму. Поэтому сейчас часть моей зарплаты переходит на погашение долгов. Я не против, потому что платить по счетам надо. Но что поделать, если так сложились обстоятельства, – говорит омич Кирилл Денисович.
Как замыкается круг
Пожалуй, во всех ресурсоснабжающих организациях города проблема должников стоит крайне остро.
Как рассказали «Четвергу» в АО «Омск РТС», на 1 ноября 2023 года общий долг физических лиц за потреблённую тепловую энергию составил более 2,6 млрд рублей. Система предупредительных мер включает в себя размещение информации о сумме долга в квитанциях, оповещение должников через смс, автоматический и «живой» обзвон, доставку уведомлений и предупреждений.
В случае если должники не обращают внимания на уведомления о наличии задолженности, АО «Омск РТС» вынуждено идти на крайние меры – ограничение горячего водоснабжения и взыскание долга в судебном порядке. Такая мера возможна при периоде задолженности от двух месяцев. Кроме того, в организации пояснили, что вынесенные судебные акты о взыскании задолженности за тепловую энергию предъявляются АО «Омск РТС» для принудительного исполнения как в Службу судебных приставов Омской области, так и непосредственно по месту получения доходов должника (банки, отделения Социального фонда).
Задолженность перед АО «Тепловая компания» составляет более 575 млн рублей. Как пояснили «Четвергу», перед ограничением коммунальной услуги исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного уведомления предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено. Предупреждение потребителю-должнику либо вручается под расписку, либо направляется по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), а также предупреждение включается в платёжный документ.
– Если задолженность не будет погашена в течение установленного в предупреждении срока, то спустя 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, – поясняет начальник отдела по работе с физическими лицами центра продаж тепловой энергии АО «Тепловая компания» Наталья Юстус.
Кроме того, в АО «Тепловая компания» отметили, что по результатам рассмотрения дела после вступления судебного акта в законную силу исполнительный лист судом выдаётся либо направляется по почте взыскателю. Обязанности уведомлять должников о получении исполнительных документов у общества, в данном случае взыскателя/истца, нет.
В ООО «Омская энергосбытовая компания» рассказали, что величина просроченной задолженности населения за потреблённую электроэнергию составляет 442,9 млн рублей, долги накопили более 115 тыс. лицевых счетов. В среднем 5–8 процентов жителей нерегулярно оплачивают коммунальные услуги. Алгоритмы взыскания те же, что и в вышеуказанных случаях.
Стоит добавить, что все компании организуют акции для должников, а также готовы рассмотреть вопросы по реструктуризации долга для каждого потребителя в индивидуальном порядке.
Права потребителей под вопросом
Юрист Григорий Логунов считает, что законодательством сильно ущемлены права должников, которые порой просто не успевают дать ответ.
– Все мы знаем, как у нас отправляются уведомления по почте и судебные приказы о решении. Полагаю, что многие должники и даже не должники в глаза их не видели, – говорит Григорий Геннадьевич. – Конечно, если человек, который, к примеру, уже погасил долг, увидел судебный приказ, то он его может пойти и отменить, написав заявление в суд. Но для этого надо как минимум знать, что таковой имеется. Конечно, возможно регулярно проверять на сайте судов о том, есть ли вы там. Но если у человека нет долгов, то он и проверять себя не будет.
По мнению юриста, в данном случае законодательство составлено однобоко, только в пользу взыскателей.
– Сейчас вводят всё новые меры против коллекторов, но в то же время никто не думает о введении таких же мер по поводу других взыскателей, – говорит Григорий Логунов. – Ведь никто не требует подписанных уведомлений, в которых направляется информация о списании денежных средств с карты или приостановлении ресурсов. А отсюда и отношение к должникам соответствующее. Ничего не боясь, не проверяя информации коммунальщики спокойно предпринимают карающие меры. А человек потом должен идти в суд и доказывать, что он не виноват. Хотя почему он должен это делать, если ошибка не его.
Кроме того, довольно странным выглядит сегодня разрешение – передавать напрямую для взыскания судебные приказы.
– Тут возникает масса вопросов. Откуда коммунальщики берут данные, где у потребителя счета? По закону это личная и закрытая информация, – отмечает эксперт. – И более того, напрямую с банком вопрос долга вообще не решаем для человека. Когда с должниками работают судебные приставы, то гражданин может пойти, защитить свой минимальный доход, чтобы не списывали весь долг. А банку в этой ситуации вообще без разницы, что там происходит. Безнаказанность таких действий ведёт к неприятным инцидентам, в которых страдает потребитель.
Постоянный рост цен загоняет некоторых людей в безвыходные ситуации. Но вряд ли кто-то из тех же ресурсоснабжающих организаций и прочих просчитывал, сколько они теряют плательщиков с каждым повышением цены? Может, стоит задуматься о других способах работы? Кроме того, ещё один риторический вопрос – почему наши законы порой стоят на стороне крупных организаций взыскателей, а не на стороне человека? Можно предположить – если эти два вопроса будут решены, то, возможно, и статистические данные о должниках, среди которых есть и те, которые об этом не знают, будут значительно меньше.
Ольга БОРОВАЯ.