Найти в Дзене
Отмороженные истории

СТОН - самая жуткая из всех виденных мною заброшек

Приветствую всех любителей истории и историй, путешествий во времени и пространстве и просто заглянувший на огонек!

За время своего увлечения нетривиальными видами отдыха, о которых я регулярно подробно рассказываю на своем канале, в каких только заброшенных зданиях мне не довелось побывать:  покинутые храмы и церкви, заводы и фабрики, кладбища и складские помещения, усадьбы и конюшни, дома и сараи. Среди этого списка не буду скромничать поистине замечательных мест отдельно стоит тюрьма, с которой, собственно и началось мое увлечение заброшками и о которой сегодня я хочу вам рассказать.

Некоторые заброшки оставляют после себя гнетущие впечатление, некоторые просто пугают. Фото из сети
Некоторые заброшки оставляют после себя гнетущие впечатление, некоторые просто пугают. Фото из сети

Дело было летом далекого уже 2013 года когда я с сестрой, племянником и единственной на тот момент дочерью решили побывать в общероссийской святыне, Мекке российских и зарубежных паломников, жемчужине студеного Белого моря - Соловецких островах. Поскольку решение о посещении этого замечательного во всех смыслах места было принято спонтанно, к тому же в высокий сезон белых ночей, гостиничных комплексов за вменяемые деньги в центре посёлка не оказалось, а снимать абы у кого квартиру, кои щедро предлагают всем спустившимся с катера или ютиться в монастырском общежитии на берегу Бухты благополучия с маленькими детьми совсем не хотелось.

Поэтому наш выбор пал на туркомплекс Причал, расположенный на удалении в двух километров от посёлка в сосновом лесу на берегу озера Варяжское в просторных новых рубленых коттеджах, со всеми удобствами в большом четврехместном номере. 

Соловки прекрасны, как ни крути и пометить их однозначно стоит в любое время года. Но лето - самая удачная пора. Фото из сети
Соловки прекрасны, как ни крути и пометить их однозначно стоит в любое время года. Но лето - самая удачная пора. Фото из сети

Приезжали всего на неделю, ибо в рамках своего двухнедельного отпуска на малой родине мне хотелось побродить и по родному городу и пообщаться с друзьями и подругами юности. Поэтому недельное пребывание на Соловках выдалось меганасыщенным по мероприятиям и экскурсиям за исключением двух дождливых дней, которые мы большей частью провели в номере. Вернее в номере провела сестра с детьми, а я, как и полагается завзятой искательнице приключений, отправилась на их поиски.

Дело в том, что совсем рядом с туркомплексом мною была запримечена обширная заброшка, о которой нам успел вскользь рассказать экскурсовод на одной из экскурсий, посвященной лагерному прошлому Соловков и знаменитому СЛОНу - Соловецкому лагерю особого назначения - мрачной карательной махине, перемоловшей не одну тысячу человеческих жизней.

Заброшенное здание Соловецкой тюрьмы, сокращенно СТОНа. Фото из сети
Заброшенное здание Соловецкой тюрьмы, сокращенно СТОНа. Фото из сети

Впечатленная рассказами экскурсовода и заприметив отсутствующие в паре мест в заброшенной тюрьме окна, я решила продолжить свою экскурсию в СТОН самостоятельно.

Историческая справка:

Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) – первый исправительно-трудовой лагерь в СССР. За 10 лет существования через него прошли по скромным подсчетам порядка 200 тысяч человек. В 1933 году он был официально ликвидирован, однако до 1939 года на его территории продолжало действовать учреждение с аббревиатурой СТОН – Соловецкая тюрьма особого назначения, в общих чертах продолжавшая дело Соловецкого лагеря.

В районе бывшего монастырского завода, между Биосадским и Варяжским озерами в 1938 году было построено новое, трехэтажное здание тюрьмы, куда перевели оставшихся узников.

Несмотря на смену названия, жизнь оставшихся заключенных  мало отличалась от лагерных времен. Все та же «трудотерапия», многочисленные побои, скудная пища, суровые наказания за невыполнение нормы и в целом тяжкое полное лишений существование.

Архивное Фото из лагерной жизни Соловков.
Архивное Фото из лагерной жизни Соловков.

Основной состав СТОНа составляли так называемые контрреволюционеры: бывшие царские офицеры, представители буржуазии, интеллигенции, а также члены различных общественных движений и партий, чья идеология не совпадала с господствующей официальной. Под эту же категорию попадали крестьяне, оказавшие сопротивление коллективизации, а также рабочие и инженеры на производствах, которые якобы сознательно занимались вредительством.

На эту категорию в СТОНе не распространялась амнистия, а попытки побега пресекались расстрелом на месте. В случае же разговоров о побеге заключенный наказывался пребыванием в штрафном изоляторе. К чести советской власти следует сказать, что после того как тюрьму ликвидировали, здание не забросили. В послевоенные годы в нем располагался Учебный отряд Северного флота. Позже эту территорию отдали под воинскую часть, затем под военные склады.

Те самые коридоры. Сохранились двери с окошечками под ррздачу
Те самые коридоры. Сохранились двери с окошечками под ррздачу

Вооружившись этими познаниями и выбрав перерыв между зарядами бодрящего июньского дождичка я, как полагается, в одиночку отправилась исследовать объект. Сколько основное здание тюрьмы простояло заброшенным мне не известно, но практически все окна первого этажа были заколочены досками, кроме обширного лаза, сквозь за которого, по видимому, местные что то вытаскивали. Коридор, куда я попала из комнаты (вернее камеры) со вскрытым окном, скудно освещался из щелей заколоченных окнами досок. Стояла гробовая тишина, прерываемая мерным капанием пропекавшей на лестнице дождевой воды, гулко отдававшейся в пустынных стенах мрачным эхом.  Никакой эстетики заброшенного, меланхолии и прелести остановившегося чьего то времени, коими так щедро делятся заброшки, я тогда не почувствовала. Только адреналин и жуткий нечеловеческий ужас.  Все время, что я находилась в заброшенном здании тюрьмы меня не покидало ощущение, что за мной кто то непрерывно пристально наблюдает. При всей моей храбрости (безмозглости) меня хватило только пройтись по первому этажу и бегом рвануть к выходу. Выбравшись наружу под летний моросящий северный дождик я вздохнула с облегчением. Эта тюрьма единственная заброха в моей жизни, не вызвавшая желания вернуться в это место.

Девиз СЛОН и СТОН. Фото из сети
Девиз СЛОН и СТОН. Фото из сети

Позднее просматривая корейский фильм ужасов «Психиатрическая больница Конжиам», 2013 года выпуска, поймала себя на мысли, что вспоминаю именно жуткую заброху Соловецкой тюрьмы особого назначения.

Вы скажете, что это результат расшалившейся не в меру фантазии после рассказов экскурсовода плюс мрачная атмосфера заброшенного исправительного учреждения? Может и так. А может и нет, учитывая, что в Соловецком лагере особого назначения и в его преемнике Соловецкий тюрьме особого назначения за годы существования по сухим архивным данным умерло и погибло 7,5 тысяч человек, по данным сотрудников местного музея 10-13 тысяч человек, по мнению ученых историков более 40 тысяч.

Фото из заброшенной тюрьмы. Фото из сети
Фото из заброшенной тюрьмы. Фото из сети

На этом позвольте раскланяться и убежать на поиски новых историй и приключений. Всегда ваша Морозова❤️‍🩹

Мои проекты:

Второй канал на Дзене, посвященный фольклору, традициям и обрядам https://dzen.ru/id/63fb19832376724d65510073

Паблико  Отмороженные истории | Паблико

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja