Возможна ли эпоха тюрков в XXI веке? Смогут ли турки стать эффективным политическим центром в новую эпоху? «Время тюрок» — это просто лозунг? Об этом рассуждает Неджати Демиркан — кандидат наук в области глобальных исследований и научный сотрудник Центра тюркских исследований Шанхайского университета, редактор ежеквартального журнала инициативы «Один пояс, один путь»
3 ноября в столице Казахстана Астане состоялся 10-й саммит Организации тюркских государств (ОТГ). Главной темой саммита этого года стало «Время тюрок». Организация, поставившая перед собой такие цели, как долгосрочное «Видение тюркского мира 2040» и краткосрочная Стратегическая дорожная карта ОТС 2022-2026, добавила новое видение — «Время тюрок». Но возможно ли оно в XXI веке? Могут ли тюрки стать эффективным политическим центром в новую эпоху? Является ли «Время тюрок» просто лозунгом? Или оно основано на реальности?
К созданию Организации тюркских государств привела смута в современной глобальной системе
Экономический кризис 2008 г., пандемия ковида и ослабление гегемонии США, возникшее после вывода войск из Афганистана и Ирака, привели к большому хаосу и вакууму в международном порядке. Особенно после пандемии ковида и кризиса потолка долга США, инструмент гегемонии США — гегемония доллара — подвергся серьезному потрясению и стал противоречивым. Эта вакуумная и хаотичная обстановка вызвала стремление стран, которых не устраивал существующий международный порядок, построить новый альтернативный порядок и занять свое место в новом порядке, который должен был быть установлен. По мере того как в мировой экономике продолжался подъем азиатских экономик, такие организации, как Шанхайская организация сотрудничества и БРИКС, ускорили процесс построения альтернативного многополярного порядка. Мир разделился на два лагеря: защитников старого однополярного миропорядка и сторонников нового многополярного мироустройства. Ослабление гегемонии США и глобальный хаос подготовили почву для создания OTS. Трансформация организации в 2021 году совпала с выводом американских войск из Афганистана и победой Азербайджана во второй нагорно-карабахской войне.
Определяющую роль в САР играет, в частности, Турция. В последние годы Турция переживает резкие разрывы в отношениях с США, ЕС и НАТО. Ослабление отношений Турции с Западом является отражением падения гегемонии США в мировом порядке. В то же время укрепление сотрудничества и дружбы Турции с Россией и Китаем сыграло положительную роль в создании OTS. Эту организацию следует рассматривать как попытку стать частью многополярного миропорядка. Например, заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что мир больше, чем пять, является выражением необходимости построения справедливого многополярного мироустройства. Расширяя сотрудничество, торговлю и процветание между собой, тюркские государства служат региональному миру и установлению справедливого порядка. С помощью САР Турция стремится повысить уровень благосостояния в регионе, улучшить инфраструктуру, поддержать общую культуру, а также расширить свои возможности в области обороны и антитеррористического сотрудничества. Цели Турции в рамках СОН в Центральной Азии — это стремление участвовать в многополярном мире, который будет способствовать укреплению мира и процветанию. Президент Реджеп Тайип Эрдоган стремится к продолжению «тюркского времени» с Турцией и к тому, чтобы тюркский мир стал восходящей мировой державой. Турция хочет быть субъектом, а не объектом, в многополярном порядке. Таким образом, Турция стремится играть более сильную роль в новой международной системе, которая будет создана путем установления хороших отношений со сторонниками многополярного мироустройства.
Укрепление организации за счет институционализации
После преобразования Совета сотрудничества тюркоязычных государств в ССТ на Стамбульском саммите в 2021 году организация вступила в процесс формирования более прочной институциональной инфраструктуры. Анализируя итоги саммита в Астане, можно выделить усилия по завершению институционализации организации. В этом году организация продолжила наращивать институционализацию в таких областях, как Механизм гражданской защиты, Тюркская сеть подготовки судебных кадров, Союз нотариусов тюркского мира, Тюркский инвестиционный фонд и Организация профсоюзов тюркских государств. В итоговой декларации выражается удовлетворение деятельностью, проведенной в рамках организации за год. Например, Альянс тюркских информационных агентств (ATNA) был создан после саммита турецкого информационного агентства Anadolu Agency (AA), Азербайджанского государственного информационного агентства (AZERTAC), Кыргызского национального информационного агентства (Kabar), Узбекского национального информационного агентства (UzA) и казахстанского информационного агентства Qazcontent. После создания ATNA Бинали Йылдырым, председатель Совета старейшин ОТС, сказал: «Мы стремимся как можно быстрее донести правду до народа и не допустить освещения событий колониальными странами». Сердар Карагёз, избранный президентом ATNA, подчеркнул важность борьбы с дезинформацией. Одним словом, в области СМИ OTS ставит задачу создания медиасети, которая бросит вызов СМИ однополярного мира и будет представлять в своем центре угнетенных. В ближайшие несколько лет можно прогнозировать институционализацию организации в различных областях.
Организация нацелена на укрепление торговли
Существует два важных направления сотрудничества между странами-участницами OTS. Первое — это развитие сотрудничества в энергетической области. Тюркские государства богаты ценными полезными ископаемыми, такими как энергоносители, природный газ, нефть и уран. Поэтому страны-участницы организации стремятся к углублению сотрудничества в области энергетики. 28 сентября 2022 года в Алматы (Казахстан) состоялось второе заседание Рабочей группы по энергетическому сотрудничеству министров, ответственных за энергетику ОТС. Стороны приняли Программу энергетического сотрудничества ОТС и соответствующий план действий на 2023-2027 годы, включающий обмен информацией и идеями по законодательству и национальным программам в энергетическом секторе, возобновляемым и альтернативным источникам энергии, энергетике ископаемого топлива, атомной энергетике, энергоэффективности, распространению новых технологий, программам наращивания потенциала и расширению сотрудничества на международной арене. Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан подчеркнул важность усилий по повышению инвестиционной привлекательности «Среднего коридора» и транспортировке транскаспийских ресурсов, в частности туркменского газа, в Турцию и Европу. Стратегические проекты энергетической инфраструктуры, такие как Организация, Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзурум, Южный газовый коридор, проект Трансанатолийского газопровода (TANAP) и Трансадриатического газопровода (TAP), способствуют процветанию тюркских государств, а также европейской и глобальной энергетической безопасности.
Вторая — предпринять шаги по укреплению торговли вдоль пояса Шелкового пути. Объем торговли стран-участниц ОТС составляет 700 млрд. долл. Однако только 18 млрд. долл. из этого объема торговли осуществляется между самими странами-участницами. Такая ситуация является основным движущим фактором создания организации. Ведь Турция и страны-участницы организации намерены развивать торговлю между собой. Страны-участницы организации сосредоточены на устранении или облегчении торговых барьеров между собой. Устранение торговых барьеров и обеспечение инвестиций в инфраструктуру дорог. В этом отношении нет другого пути, кроме как работать в гармонии с инициативой OTS «Пояс и путь». Ожидается, что реализация принятого на саммите в Астане Плана действий по реализации Программы транспортной связности ОТС на 2023-2027 годы позволит значительно увеличить транзитный потенциал Среднего коридора и сделать каспийские транзиты более плавными.
Вопрос о создании Турецкого инвестиционного фонда был включен в повестку дня Стамбульского саммита. В течение двухлетнего периода работы организации подкомиссии выполняли инфраструктурные работы по созданию Турецкого инвестиционного фонда. 16 марта 2023 года на внеочередном саммите OTS, состоявшемся в Анкаре, было подписано Соглашение о создании Турецкого инвестиционного фонда. Перед саммитом в Астане Турция проголосовала за принятие закона о создании Турецкого инвестиционного фонда в парламенте страны: «Обязательство Турецкой Республики по участию в капитале Турецкого инвестиционного фонда и платежи, которые должны быть осуществлены в рамках этого обязательства, не могут превышать сумму, эквивалентную 100 000 000 долларов США». Президент имеет право увеличить эту сумму до пяти раз. Таким образом, OTS получила институциональную структуру для финансирования своих инвестиций между собой. Все эти события являются попытками увеличить объем экономической торговли организации и укрепить экономическое сотрудничество.
Россия, Иран и Китай должны войти в состав ОТС
Судьба тюркских государств зависит от возрождения Шелкового пути и инициативы «Пояс и путь». Исторически торговля из Китая в Европу по Шелковому пути сыграла важную роль в обогащении тюрков и создании мощных государств. Сегодня Китай, вторая по величине экономика мира, восстановил свои исторические позиции. Возрождение исторического Шелкового пути играет важную роль в возрождении тюркского мира. Для успешной реализации ОТС необходимо, чтобы в Евразии царила атмосфера единства. В этом отношении присоединение к САР Ирана, России и Китая, где проживают тюркоязычные народы, придаст организации значительную силу. Такие ожидания в ОТС уже есть. Председатель Совета старейшин ОТС Бинали Йылдырым заявил, что Китай и Россия являются естественными членами ОТС.
Санкции против России, введённые после начала нашей спецоперации на Украине, подчеркнули стратегическое значение Срединного коридора. Кроме того, хотя 96% торговли из Китая в Европу осуществляется по морю, США продолжают блокаду Южно-Китайского моря. В настоящее время Средний коридор является самым безопасным портом для торговых потоков. Важнейшая задача OTS — сделать Средний коридор более активным. «Мы также должны уделять особое внимание развитию транспортных сетей между нашими странами. Исходя из этого понимания, мы продолжаем наши усилия по активизации Срединного коридора «Каспий — Транскаспий — Восток — Запад». Мы должны укреплять наше сотрудничество в области устранения препятствий для транспорта и торговли, обогащения транспортных сетей, облегчения пересечения границ и визовых процедур».
Заключение
Мир стоит на пороге глобального разлома, и OTS — организация, возникшая на пороге этого глобального разлома. Вскоре после того, как 29 октября Турецкая Республика отметила свое 100-летие, OTS организовала саммит под девизом «Время тюрок», который отражает ожидания турок стать глобальным актором на 200-й год. Для достижения этой цели Организация тюркских государств должна объединиться в Евразии. В этой связи для ОТС крайне важно укреплять сотрудничество с Китаем, Ираном и Россией. Эти государства являются ведущими державами Азии и родиной тюркоязычных народов. В экономическом плане Срединный коридор жизненно важен для САР. Торговля между Китаем и Европой проходит через Центральную Азию по железным дорогам, что свидетельствует о возрождении исторического Шелкового пути. Контролируя Шелковый путь, ПЦА может вернуть себе историческую роль, получить геополитическое преимущество и стать важной фигурой в мировой политике. У турок всегда были свои особые цели, называемые «красным яблоком». Султан Османской империи Мехмет Завоеватель в качестве «красного яблока» ставил завоевание Стамбула и создание новой Римской империи. В 16-18 веках османские султаны определяли в качестве «красного яблока» завоевание Вены и Рима. В XX веке у идеологов тюркизма «красным яблоком» стало создание Туранского государства. В XXI веке очевидно, что «красное яблоко» турок — это величайший идеал быть центром в многополярном мироустройстве под лозунгом «Время тюрок».
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».