Найти тему
VoltsPRO

Пожарная опасность LI-Ion аккумуляторов

Оглавление

Дорогой друг, что бы не пропустить новую статью, подпишись на канал !

Сегодня VoltsPRO расскажет вам об опасности возгорания литиевых аккумуляторах

В принципе, если используется качественный литий-ионный аккумулятор, соблюдаются все правила эксплуатации, то вероятность взрыва или возгорания крайне низка. Это примерно как пострадать от удара молнии: никто не застрахован, но происходит это очень редко.

Отдельно расскажем про тушение.

Литий-ионные аккумуляторы встречаются повсюду: в фонариках, электронных сигаретах, смартфонах, планшетах, ноутбуках, источниках бесперебойного питания. Благодаря развитию Li-ion технологии произошла технологическая революция во многих сферах деятельности. Эти легкие и емкие источники питания стали невероятно полезным изобретением, которое тем или иным способом пригодилось каждому из нас.

Устройство Li-ion аккумулятора

пример 18650
пример 18650

Главные составляющие в устройстве литий-ионного аккумулятора – это электроды: слой катода на алюминиевой фольге и слой анода на фольге из меди. В роли катода выступают соединения лития, например:

  • LiMn2O4 – у высокотоковых элементов;
  • LiCoO2 или LiNiCoAlO2 – у емкостных моделей;
  • LiNiMnCoO2 – у ячеек со сбалансированным соотношением емкости и токоотдачи;
  • LiFePO4 – у высокотоковых и морозоустойчивых моделей с увеличенным жизненным циклом (более 2000).

Материалом анода обычно выступает графит. Но, например, у литий-титанатных аккумуляторов вместо него применяется пентатитанат лития – Li4Ti5O12. Такая замена обеспечила LTO моделям огромный ресурс (3000–7000 циклов и больше), устойчивость к токовым нагрузкам (до 10С, импульсно – до 30С) и способность стабильно работать при температуре от −40 до +60 C. Но от химического состава зависит и номинальное напряжение элементов. Так, у большинства Li-ion аккумов номинальный вольтаж составляет 3,6–3,7 В, у моделей LiFePO4 – 3,2–3,3 В, а у LTO – 2,4 В.

Разделяет электроды пористый сепаратор, пропитанный электролитом на основе этилен-карбоната. Полученная конструкция из листов фольги с нанесенными на них материалами электродов и разделяющего их сепаратора сворачивается. В зависимости от принципа сворачивания, она приобретает цилиндрическую или призматическую форму.

Снаружи на элементы питания наносится герметичная оболочка из алюминия, стали или полимерного материала. Электроды присоединяются к клеммам-токосъемникам. Иногда корпус оснащают предохранительным клапаном для сброса давления при нештатных ситуациях.

Однако у любой технологии свои недостатки. Литий-ионные батареи чувствительны к высоким температурам и огнеопасны. Причем при нагреве они разрушаются
Пожарная опасность LI-Ion аккумуляторов
гораздо быстрее, чем обычно. Чтобы избежать проблем с безопасностью, производители применяют следующие средства:

  • Вентиляционные отверстия или предохранительный клапан для сброса внутреннего давления. Они срабатывают при аварийных ситуациях, нарушении условий эксплуатации.
  • Сепаратор из химически стабильного материала, обычно полиолефина, который служит предохранителем при нагревании элемента. При чрезмерном нагреве сепаратор плавится, что останавливает перемещение ионов и отключает ячейку.
  • Позисторы (терморезисторы c положительным температурным коэффициентом). Они предотвращают, перегрев литий-ионного аккумулятора, защищая его от скачков тока.
  • Защитные электронные платы. В зависимости от конструкции, они могут защищать от чрезмерного заряда или разряда, короткого замыкания, перегрева, перегрузки по току и прочих бед.

Как правило, литий-ионные аккумуляторы загораются из-за явления теплового разгона, когда повышение тока вызывает повышение температуры, а рост температуры в свою очередь способствует повышению тока – и так по цепочке. В итоге происходит резкий выброс тепловой энергии, способный разрушить аккумуляторную батарею, причинить ущерб электрическому транспортному средству, оборудованию, а также окружающим людям.

Теперь, когда мы знаем, почему загораются литий-ионные батареи, давайте рассмотрим 5 главных причин, по которым это происходит:

  1. Производственные дефекты. В процессе производства в литиевый элемент иногда попадают металлические частицы (примеси), если производители не заботятся о чистоте производственных помещений или материалов. Другой встречающийся дефект – слишком тонкие сепараторы, которые не были выявлены во время контроля качества.
  2. Недостатки конструкции. Многие машиностроительные предприятия стремятся сделать технику красивой, компактной, но при этом мощной и с максимальным запасом хода. Эти требования заставляют производителей батарей также разрабатывать компактные конструкции, помещая элементы большой емкости в меньший корпус, что может повредить электроды или сепараторы. Отсутствие хорошей системы охлаждения или вентиляционных отверстий не защищает от повышения температуры и внутреннего давления.
  3. Ненормальное или неправильное использование. Нахождение аккумулятора в вблизи от источника тепла или огня повышает риск взрыва. Умышленное или случайное проникновение в батарейный блок способно вызвать короткое замыкание и возгорание. Высоковольтная зарядка или чрезмерная разрядка также бывают опасны.
  4. Проблемы с зарядными устройствами. Опасность представляют короткое замыкание ЗУ или его сильный нагрев вблизи батареи. Использование неоригинального зарядного оборудования также чревато проблемами.
  5. Низкокачественные компоненты. Помимо производственных дефектов, использование низкокачественных компонентов считается распространенной причиной выхода из строя аккумуляторов. Растущая конкуренция ведет к снижению цен, заставляя производителей сокращать расходы там, где этого делать не стоит. Особенно опасно использование низкокачественной электроники системы управления батареей, поскольку она имеет решающее значение для безопасности и производительности.

Что делать, если литиевый аккумулятор загорелся

-3

При возгорании на участке, где располагается литиево-ионная аккумуляторная батарея, залейте участок водой. В случае возгорания непосредственно аккумуляторной батареи ее не следует тушить водой. Необходимо охлаждать смежные аккумуляторные батареи и не допускать распространения огня. При тушении небольших очагов возгорания используйте углекислотные, порошковые или пенные огнетушители; однако эти огнетушители не могут потушить пламя на горящей аккумуляторной батарее. Горящая аккумуляторная батарея вызывает выгорание этих веществ. Предполагается, что практически любые возгорания литиево-ионных аккумуляторных батарей можно тушить водой. Однако при использовании воды образуется водород, который в присутствии воздуха образует взрывоопасную смесь. Можно также использовать огнетушители с LITH-X (графитовый порошок), с медным порошком, песок, сухую доломитовую землю или углекислый натрий. Эти материалы оказывают удушающее воздействие. Пожарные должны использовать при тушении индивидуальные дыхательные аппараты. При горении литиево-ионной аккумуляторной батареи выделяются токсичные газы, такие, как фторводород, оксиды углерода, алюминий, литий, медь и кобальт. При температурах выше 230º по Фаренгейту может образовываться летучий пятифтористый фосфор.

Опытная команда VoltsPro всегда поможет вам, получить акб под ваши проекты, обеспечив наилучшее качество, обеспечив гарантией !