Найти в Дзене
Сергей Михеев

Убыль населения в связи со снижением рождаемости ведёт к нашему исчезновению

Президент Владимир Путин объявил 2024 год в стране Годом семьи. В указе говорится, что это «в целях популяризации госполитики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей». Президент не раз говорил, что семейные ценности - это главный ориентир для нас. Посмотрел высказывания чиновников, законодателей, которые прокомментировали это решение. Глава Республики Северная Осетия - Алания Сергей Меняйло назвал «своевременным и мудрым решение президента объявить 2024-й год Годом семьи. Сейчас как никогда важно укреплять институт семьи и создавать условия для роста рождаемости». Депутат Нилов заявил, что «Год семьи позволит больше популяризировать многодетные семьи». Спикер Госдумы Анна Кузнецова сказала, что «нам нужна семейноориентированная страна». По-моему, у нас и так семейноориентированная страна.

Сергей Михеев: «Семейноориентированная» на словах. В Штатах, которые мы всё время обвиняем в поддержке нетрадиционных отношений, наблюдается прирост населения, а у нас - убыль. Слова мы говорим уже правильные и некоторые действия предпринимаем правильные - это хорошо. Но чтобы это выразилось в делах - меньше разводов, больше детей - нам до этого ещё далеко. Мы на правильном пути, и я надеюсь, что с него не свернём. Но нужно много глубоких системных усилий для того, чтобы оправдать то, о чём мы говорим. Мы страна традиционных, здоровых семейных ценностей не с точки зрения махрового «Домостроя», а с точки зрения здоровой семьи со здоровым отношением к жизни, к детям, здоровыми отношениями между мужчиной и женщиной.

Год семьи – это хорошо, но нам нужны минимум «десятилетия семьи», чтобы немножко выйти из проблем, которые есть. Кто думает, что у нас нет проблем, сильно ошибается. Если нынешние тенденции будут продолжены, то к 2030-му году нас станет примерно на 25-30 млн меньше.

Что касается попытки эту проблему закрыть миграционными процессами, то они принесут с собой огромное количество внутренних проблем, с которыми нельзя будет не считаться. Существует естественная убыль населения в связи со снижением рождаемости, которая ведёт к нашему постепенному исчезновению. Это плохо с точки зрения безопасности, экономики, выживания как минимум. Для того, чтобы эту проблему решить, нужно укрепление института семьи и снижение количества разводов.

Сейчас говорят запретить аборты. А как разводы? Запретить разводы?

Сергей Михеев: Снижение количества рождаемых детей, развал семейной политики - это ведёт к нарастанию внутренних социальных проблем. Например, большое количество неполных семей и детей из неполных семей – это повышение криминальной составляющей в обществе. Почему «ворам в законе» не полагается иметь семьи? Потому что семья заставляет жить по-другому, ты должен свою жизнь менять под неё. Когда молодой мужчина ни к чему не привязан, он часто становится антисоциальным человеком, пополняющим криминальную среду. Чем меньше будет здоровых, крепких семей, тем больше будет бандитов, хулиганов, преступников на улицах городов. Разговоры про то, что «все станут художниками, поэтами, писателями, креативными дизайнерами, кинематографистами» – это всё ерунда. Займутся вещами, связанными с другими сферами деятельности - с криминалитетом. Такие люди больше подвержены криминальному, антисоциальному поведению и мстят жизни за собственные проблемы, что вырос в неполной семье, был свидетелем скандалов, драк. Чем больше будет развалившихся семей, тем больше будет несчастных людей.

Что делать? Всё запретить невозможно и глупо. По официальной статистике, у нас каждый год делается 450 000 абортов. Мы страдаем, переживаем - люди гибнут на войне, в автокатастрофах, от плохого алкоголя. И эти переживания имеют место быть. Но каждый год не появляются на свет 450 000 граждан Российской Федерации! Нам говорят: «Оставьте всё, как есть - не трогайте хороший бизнес». Это же саморазрушение.

Недавно в США Верховный суд принял закон, по которому каждый штат имеет право сам определять – запрещать или не запрещать аборты; и сразу же несколько штатов их запретили. Только что я рассуждал про «левых», но и с «правыми» они так же справятся. Если мы будем рассказывать по инерции, которая может растянуться на сто лет, друг другу про «свободы», то Штаты станут лидерами традиционной повестки. Они уже это почувствовали.