В Советском Союзе не существовало жёлтой прессы, но народ любил слухи. Кто-то порождал слухи на основе сведений от «бабки», а кто-то делал это сознательно. Больше всего слухов было по поводу певцов и музыкантов. Мифов о советской популярной музыке немало, и даже с приходом Интернета в них до сих пор верят. Давайте разберём наиболее заезженные мифы.
«Пять минут - это много или мало»
Небезызвестный шлягер из фильма Эльдара Рязанова, заживший отдельной жизнью и сделавший популярной Людмилу Гурченко.
Многим почему-то кажется, что в песне есть строчка «Пять минут, пять минут - это много или мало». Но если послушать оригинал или прочитать слова композиции, то эта строчка будет отсутствовать. То есть, её нет! Есть только числительные «пять», «много» и «немного».
Наверняка кто-то знает про «эффект Манделы», когда одновременно у некоторого количества людей появляется убеждённость, что это на самом деле было. Например, многие были убеждены, что Нельсон Мандела ушёл из жизни намного раньше, чем в 2013 году. К «эффекту Манделы» можно отнести и строчку из песни «Пять минут».
Скорее всего, корни домыслов про «много или мало» идут от композиции Валерия Леонтьева «Три минуты», вышедшей в 1985 году. Там то как раз есть строчки «Три минуты, три минуты — это много или мало» Эту песню забыли, а вот хит из «Карнавальной ночи» помнят до сих пор, хоть и порой не совсем правильно.
Резной палисад в интересном месте Вологды
Белорусский ансамбль «Песняры» наиболее известен по песне про старинный русский город, хотя сама песня была написана задолго до появление коллектива Владимира Мулявина.
В 1956 году композитор Борис Мокроусов и поэт Михаил Матусовский написали «Вологду». Пару раз она прозвучала в том десятилетии и быстро забылась. «Песнярам» сначала также не приглянулась «Вологда», но один из музыкантов был родом из тех мест, и он убедил всех заняться песней. Её они впервые исполнили на вечере Матусовского в Колонном зале Дома Союзов, которое записывало Центральное телевидение. Какого было удивление Мулявина и компании, когда их вызывали спеть песню снова.
Долгое время ходила байка, что резной палисад в Вологде есть только в одном месте - на территории кожвендиспансера. Но нужно понимать, когда песня была сочинена. Соответственно, резных палисадов было немало, да и в середине 1970-х они ещё оставались.
«Ласковый май» раскрутили через поезда дальнего следования
Рекордсменом по мифам советской музыки можно считать продюсера Андрея Разина. Лихим образом он поднялся за счёт того, что выдавал себя за племянника Михаила Горбачёва. Разин себя называет первым советским миллионером, создателем группы «Ласковый май» и первым продюсером групп «Мираж» и «Сектор Газа».
То, что Разин вёл административные дела «Ласкового май», остаётся без сомнений. Но, естественно, он не создатель группы! Все мы знаем про автора песен Сергея Кузнецова, который встретил Юрия Шатунова и под него сочинил будущие хиты. Они стали известны далеко за пределами Оренбурга, и тут же появился Андрей Разин.
Чуть позже от Разина появилась небылица, что кассеты малоизвестного «Ласкового мая» он и участники группы отдавали проводницам, чтобы те прокрутили в поездах, а уже потом тамошние пассажиры перезаписывали кассеты для себя и для других. Легенда очень красивая, но это только легенда! Если это было бы так, то тот же Розенбаум и некоторые хорошие группы могли прославиться намного раньше. Но даже в Перестройку была ответственность за трансляцию песен в вагонах, и список исполнителей согласовывался заранее. К тому же, музыку транслировали не проводницы, а начальники поездов. Конечно, «Ласковый май» мог звучать в вагонах, но будучи популярным коллективом, у которого уже были клип в «Утренней почте» и пластинка на фирме «Мелодия».
Кассета с последним альбомом группы «Кино» была в магнитоле «Москвича» Виктора Цоя
Известно, что накануне 15 августа 1990 года Виктор Робертович записал в Латвии черновой вариант нового альбома группы «Кино». Работавший тогда с ним гитарист Юрий Каспарян увёз оригинал записи, но Цою оставил копию. Конечно, это копия был в том самом «Москвиче», и об этом обмолвился басист группы Игорь Тихомиров сразу после ухода из жизни Цоя. Продюсер группы Юрий Айзеншпис докрутил это до не менее красивой легенды, заявив, что магнитола с кассетой была также разбита, но сама кассета уцелела.
На самом же деле, Цой в тот момент слушал кассету своих друзей из электронной группы «Новые композиторы». Надо сказать, что для нынешнего времени это звучит свежо, а уж в 1990 году это было из разряда космоса.