Найти в Дзене

«Достижения моих учеников – вот что делает меня счастливым». Профессор Эмирбек Эмирбеков

А мы продолжаем рассказывать о преподавателях ДГУ, которые отдали более 50 лет образованию и науке. Наш герой – Заслуженный деятель России, доктор биологических наук, профессор, действительный член Нью-Йоркской академии наук Эмирбеков Эмирбек Зиядович. – Почему вы выбрали профессию преподавателя? – У меня были хорошие учителя, которых тогда прикомандировали из центральной России в нашу сельскую школу. Была такая Лариса Тимофеевна – учитель химии, у которой я стал любимчиком. Она все время твердила, что из меня выйдет хороший химик. Это как-то отложилось в голове и когда настало время поступить, я выбрал естественный факультет тогда Дагестанского государственного педагогического института им. С. Стальского. По русскому языку получил 3, а по химии и биологии – 5. Так я и поступил. На пятом курсе у нас была дисциплина – биофизика. Тогда из Ростова приехал профессор читать лекции Зундель Семенович Гершенович. Во время экзамена он предложил поступить к нему в аспирантуру. Потом оказалось, ч

А мы продолжаем рассказывать о преподавателях ДГУ, которые отдали более 50 лет образованию и науке. Наш герой – Заслуженный деятель России, доктор биологических наук, профессор, действительный член Нью-Йоркской академии наук Эмирбеков Эмирбек Зиядович.

Эмирбеков Эмирбек Зиядович
Эмирбеков Эмирбек Зиядович

– Почему вы выбрали профессию преподавателя?

– У меня были хорошие учителя, которых тогда прикомандировали из центральной России в нашу сельскую школу. Была такая Лариса Тимофеевна – учитель химии, у которой я стал любимчиком. Она все время твердила, что из меня выйдет хороший химик. Это как-то отложилось в голове и когда настало время поступить, я выбрал естественный факультет тогда Дагестанского государственного педагогического института им. С. Стальского. По русскому языку получил 3, а по химии и биологии – 5. Так я и поступил.

На пятом курсе у нас была дисциплина – биофизика. Тогда из Ростова приехал профессор читать лекции Зундель Семенович Гершенович. Во время экзамена он предложил поступить к нему в аспирантуру. Потом оказалось, чтобы сдавать экзамен необходимо знать немецкий, а мы нигде не изучали иностранные языки. Я был человеком настойчивым и записался в подгруппу, сдал экзамены и поступил в Ростовский государственный университет. Как только я защитил кандидатскую, мой научный руководитель подтолкнул меня на докторскую. И я в 26 лет стал самым молодым доктором наук.

– Научная и преподавательская деятельность требуют большой ответственности, внимания и вложения себя. Не было соблазна уйти?

– Мы получили воспитание именно патриотического характера, мало думали о семье и деньгах, больше о вкладе в науку. Мой научный руководитель сказал мне: «Не рвитесь во власть и в политические структуры. Чаще публикуйте работы, они вас поднимут, сами увидите». Это и стало для меня принципом жизни.

После защиты я вернулся в Дагестан и устроился на должность старшего преподавателя в ДГУ, организовал кафедру биохимии и обосновал научную школу. У меня защитились более 60 кандидатов и 4 доктора наук. Я бесплатно руководил научным институтом, чтобы мог устроить туда своих выпускников.

– Что, по вашему мнению, отличает хорошего преподавателя от посредственного?

– Преподаватель даже во время лекции должен вести воспитательную работу, использовать все свои навыки, артистизм, управлять движениями, акцентом. К сожалению, сейчас воспитанию уделяют все меньше внимания. Помню, когда я сидел на лекциях преподавателей в Рокфеллеровском университете, студенты каждый занимался свои делом: кто-то пьет кофе, кто-то разговаривает, а преподаватель прочитал свой курс и ушел. Такого на занятии хорошего преподавателя быть не должно.

– Эмирбек Зиядович, я училась на биологическом факультете и помню, вы читали нам биохимию. Пример окисления на примере дагестанской свадьбы я запомнила на всю жизнь: электрон – это невеста, атом восстановитель ее родители, а атом окисления – это жених и его сторона. Это было действительно очень интересно.

– Конечно, нужно понимать, что мозг – это не сито. Он все складывает – и хорошее, и плохое. И в то же время – это аптека, где все лекарства синтезируются, и конечно, такие примеры необходимо привести, чтобы развить ассоциативное мышление. Но такие примеры не каждый сможет рассказать: нужно хорошо знать материал и много читать.

– Качества, которые вам помогали и помогают быть наставником?

– Наверное, это все-таки мое отношение к ученикам – ответственное и обязательное. Это позволило мне воспитать целое поколение ученых. Основное количество ученых я начал готовить в 60 лет. Принято считать, что в этом возрасте людей надо отправлять на пенсию, но по сфере своей научной деятельности знаю, что в 60 лет только просыпается аналитическое мышление – до этого времени знания только накапливаются.

– Можете назвать имена ваших учеников?

– Конечно! Доктор наук Дилара Уллубиевна, декан биологического факультета Рустам Абдуразакович, Магомедрасул Саидов – он, кстати, сын моего однокурсника, заместитель декана Мария Астаева, проректор по образованию Азиза Гасангаджиева, кандидат биологических наук Альбина Джафарова и другие. Всех не перечислить, ведь у меня есть ученики в семи странах мира.

– Что делает вас счастливым?

– Вот это количество учеников и делает меня счастливым. Я иногда по необходимости хожу по кабинетам – куда не пойдешь – мои ученики. Это очень радует. Например, вчера я в столовую зашел, а ко мне подходит женщина и говорит: «Здравствуйте, Эмирбек Зиядович – вы мой учитель». Самое большое удовольствие – это встречать своих учеников. Такие же чувства, когда встречаешь своих детей, внуков и правнуков. Только научных.

Самая большая награда для меня – это то, что Хрюгскую среднюю школу, которую я окончил, назвали моим именем. Хотя принято, конечно, называть в память умерших, но за особые услуги могут присвоить и имена живых. В этой школе я утвердил стипендии свои за отличную учебу и каждый раз обязательно захожу, когда бываю в селе.

– Как так получилось, что человек, который окончил школу в селе, где не было таких возможностей как в городе, плохо знавший язык, добился такого успеха в науке и образовании?

– Дело в том, что родившиеся в горах сразу видят природу: как птицы летают, огибая горы, реки быстрее текут; понимают, что когда спускаешься вниз – хочешь, не хочешь, идешь быстрее, а верх когда поднимаешься – достигаешь вершины. Мы с рождения подражаем природе, а эта близость к земле, воспитывает в человеке другой психологический потенциал.

Когда оканчивал школу, я не чувствовал у себя особого таланта, но начал замечать, что у меня хорошо развита зрительная память. Когда писал сочинение на тему советский патриотизм в произведениях Маяковского, я выучил стихотворение «Облако в штанах» и сейчас помню каждую строчку, даже где какой знак препинания стоит. В завершении своего сочинения я написал заключение «полного охвата темы нет, но написано без единой ошибки. Три». Поэтому любому молодому человеку поможет трудолюбие, настойчивость и цель. Я всегда себе говорил: мне будет 80 лет – я буду профессором.

В университете у нас была русская часть и нерусские – мы подчеркивали нужные места в лекции и зубрили. Но мне было легче, потому что я быстрее запоминал то, что читал.

– Что пожелаете студентам и преподавателям?

– У нас очень способные молодые люди, преподаватели, которые отдают себя полностью воспитанию и обучению. Это единственная профессия, в которой небольшая прибыль, но получаешь удовольствие за самоотдачу. Желаю, чтобы они приумножили свои силы, энергию, знания.

Недавно Министерством науки и высшего образования был объявлен Всероссийский конкурс преподавателей образовательных организаций высшего образования РФ, имеющих высокие профессиональные достижения в образовании, науке, общественной, воспитательной деятельности, внедряющих актуальные знания и практические навыки в учебный процесс. Эмирбек Зиядович стал победителем в номинации за вклад в науку и высшее образование в категории «Наставничество». Поздравляем профессора, педагога и наставника с заслуженной победой!

Элина Рашидова