Найти в Дзене
Медиапалуба

Новые электросуда уже перевезли сотни тысяч пассажиров. Что будет дальше?

Уходящий год определенно войдет в историю как переломный в отношении российского водного электротранспорта. Эта тематика уже немало лет обсуждалась на разных форумах, было много теоретизирования, была большая подготовительная работа, были единичные прорывы на разных направлениях. Но только сейчас практика применения электросудов обрела системный характер.

    Фото: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы
Фото: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы

Утром 21 июня на причале у Киевского вокзала в Москве выстроилась длинная очередь желающих опробовать на себе новое развлечение – бесплатный рейс на речном электротрамвайчике. Официально линия была открыты еще накануне в присутствии президента России Владимира Путина, что лишний раз показывает, какое значение столичные власти придают электротематике в транспортной системе.

Шесть судов вышло на маршрут от Киевского вокзала до причала «Сердце столицы» на Шелепихинской набережной. Первые три дня с пассажиров деньги не брали, потом поездка по будням стала стоить 150 рублей. По выходным – 300 рублей. И это перестало быть просто развлечением – речные электротрамвайчики обрели статус нового вида городского транспорта.

В августе Москва получила еще четыре новых судна, плюс на реку поставили три дополнительных плавучих причала («ЗИЛ», «Автозаводский Мост» и «Кленовый Бульвар»). Ранее 16-метровый плавучий причал появился у Южного речного вокзала. Это позволило выйти на финишную прямую в процессе подготовки второй речной линии сообщением ЗИЛ – Печатники. Она открылась 29 сентября. К этому моменту на обеих линиях уже было оборудовано 12 плавучих причалов, рассчитанных на количество от 40 до 80 человек. Мэр Москвы Сергей Собянин первым опробовал новый маршрут, пройдя по нему на электросудне «Жужа» от Печатников до Южного речного вокзала.

Сами причалы – это, кстати, отдельная история. Их проектированием и изготовлением занимается возрожденная Пермская судоверфь, работающая на площадке бывшего судостроительного завода «Кама». Интервью с исполнительным директором предприятия Михаилом Мухаметсафиным выходило недавно на нашем сайте, там речь шла в том числе и об электропричалах для Москвы.

У причалов есть интересное решение, благодаря которому зарядка осуществляется в ходе высадки и посадки пассажиров. Система вмонтирована прямо в трап, который одновременно фиксирует судно. Это позволяет существенно экономить время. Кроме того, они полностью интегрированы в транспортную систему столицы, работают с картой «Тройка», считывают биометрию, оснащены Wi-Fi, онлайн-табло с расписанием и имеют повышенный уровень комфортности. Там даже прилавок с кофе-станцией предусмотрен.

    Фото: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы
Фото: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы

В середине ноября столичные власти подвели итоги летнего сезона навигации. Оказалось, что за это время речной электротранспорт опробовали уже 350 тысяч пассажиров. То есть в короткие сроки он стал неотъемлемой частью городского пассажиропотока. При этом эксплуатация электросудов не останавливается – она будет круглогодичной, поскольку речные трамвайчики способны ходить в мелкобитом льду до 20 см толщиной.

На сегодняшний день по двум линиям ходит уже 14 таких судов, а в ближайшее время запустят еще 4 единицы – они, что называется, уже на низком старте. В планах на следующий год открытие третьей линии. Будет ли какое-то продолжение за горизонтом 2024 года? Очевидно, да, поскольку все это происходит в рамках 15-летнего контракта московского правительства с компанией «Водоходъ. Пассажирский порт», подписанного в 2021 году.

Согласно договору, количество электросудов в итоге должно быть доведено до 21 единицы, количество плавучих причалов до 23 единиц. Плюс к этому предусмотрено строительство двух пунктов базирования флота и шести береговых зарядных станций. Четыре зарядные станции должны быть вмонтированы в плавучие причалы для непосредственной подзарядки судов во время остановки, а еще две разместятся в пунктах базирования.

Строительством пассажирских электросудов занимается верфь Emperium, входящая в Sitronics Group. Ее мощности расположены в Отрадном под Санкт-Петербургом. Серийное производство было запущено осенью 2022 года, при этом в планах серьезное расширение производства. На сентябрьской выставке «Нева» генеральный директор Sitronics Electro Андрей Гурленов сообщил журналистам, что к 2025 году площадка будет серьезно модернизирована, укрупнена, ее снабдят современным технологическим оборудованием с автоматизированными системами управления, что позволит спускать на воду 200-тонные суда длиной до 35 метров. А объемы выпуска смогут возрасти до 20 единиц в год при полном производственном цикле.

У Emperium в линейке при этом есть не только электротрамвайчики для столичных маршрутов, но и еще целый ряд электросудов. На «Медиапалубе» в июле текущего года выходил материал, где мы подробно разбирали представленные модели и их характеристики.

-3

Читать новость Первые на электричестве: рассказ об Ecovolt и EcocruiserПродолжение большого цикла материалов о судах катамаранного типа.

В качестве интересного примера приведем прогулочный катамаран «ЭкоходЪ», рассчитанный на 130 пассажиров. В 2022 году один экземпляр уже отправился на Енисей. За навигацию текущего года он сделал 324 рейса и перевез 17 тысяч пассажиров. В июне 2023-го такой же катамаран совершил первый рейс в Нижнем Новгороде. На недавней конференции «Декарбонизация транспорта: шашечки или ехать?» директор проектов судостроения Sitronics Group Дмитрий Калужский объявил, что к следующей навигации третий «ЭкоходЪ» будет отправлен в Пермь. А в перспективе (это уже информация из другого источника) планируется запуск такого электросудна и в Самаре.

Кстати, на той же конференции представитель Sitronics Group поделился информацией о разработке нового электрохимического генератора на водородной основе, которая была выполнена совместно с Центром водородных технологий АФК «Системы»:

«Мы первые в России не так давно протестировали водородные ячейки на судне – для увеличения автономности хода. На аккумуляторах, вы понимаете, судно не так долго живет в воде, а наши суда проходят порядка 100 километров на одном заряде. По мировой практике, это запредельно много, так как все производители обычно ограничиваются 30-35 км. В Норвегии это ширина фьорда – туда-обратно».

Мощность водородной установки в момент тестирования составляла 30 кВТ, но будет доведена до 125 кВт. Предполагается, что в перспективе это позволит задействовать электросуда на междугородных перевозках. В рамках Санкт-Петербурга компания «Водоходъ. Пассажирский порт» планирует поставить гибриды на рейсы до Ломоносова, Петергофа и Кронштадта к навигации 2026 – 2027 гг. И раз уж речь зашла о Северной столице, добавим, что через два-три года в акватории Невы может начать работу прогулочное электросудно «Москва 2.0», строительство которого уже идет.

    Электросудно «Неглинка»/ Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы
Электросудно «Неглинка»/ Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы

Правда, вопрос с Санкт-Петербургом упирается в необходимость вписания береговых станций в существующие набережные, что не так-то просто. Местный КГИОП ранее не согласовал проект установки зарядок в Петергофе и на Дворцовой набережной, из-за чего первые «Экоходы» пришлось отправлять в Красноярск и Нижний Новгород (изначально планировалась «домашняя» эксплуатация).

Проблема с береговой инфраструктурой имеет и более широкое измерение. Успехи текущего года в первую очередь обусловлены правильным подходом к процессу их закупки и эксплуатации – в тесной связке с новенькими зарядными станциями. Однако ограничиваться тем, что уже построено, невозможно. Нужно наращивать количество речных «зарядок», причем сразу думать об их стандартизации. На летнем совещании в Кремле по развитию речного судоходства об этом четко сказал мэр Москвы Сергей Собянин:

«Я думаю, что, если бы мы с правительством отработали и ввели это как стандарт – электрозарядки на реках, в частности хотя бы на Москве-реке, – это бы помогло в дальнейшем развитии, потому что это требование не только к нашим регулярным городским судам, но и к коммерческим судам, которые тоже появятся – есть перспектива, что такие электрические суда появятся. Это помогло бы развивать вообще всю инфраструктуру».

На том же совещании было видно, что у регионов есть желание включаться в тематику электросудов, но пока есть большие сомнения именно по поводу зарядных станций. Необходимость их системных закупок сильно гасит энтузиазм, поэтому есть желание придумать какие-то льготные механизмы. Нижегородский губернатор Глеб Никитин предложил подумать насчет федеральной программы по созданию электрозарядок для судов, аналогичной той, которая вводится для сухопутного электротранспорта. Возможно, появится и специальный льготный тариф для зарядки судов – на эту тему высказался министр энергетики Николай Шульгинов.

В целом же, понятно, что вопрос с электросудами теперь будет регулярно подниматься, а их количество будет расти. В том же Татарстане уже готовят пилотный комплексный проект по созданию городского водного электротранспорта, в основу которого ляжет будущее электросудно от компании «Форсс Марин», входящей в состав местной СК «Ак Барс». Это катамаран на 40 – 54 пассажира, длиной 18,55 м, шириной 5,8 м (проект FM020ПС). А в Ярославле на верфи «Паритет-Центр» строится пассажирский электрокатамаран «Белояр» проекта Looker 1100H – самый большой в стране. На днях он успешно завершил ходовые испытания.

-5

Читать новость Пассажирский электрокатамаран «Белояр» проекта Looker 1100H успешно завершил ходовые испытанияСудно будет эксплуатироваться на Волге с 2024 года.

Центр макроэкономического анализа и регионального прогнозирования Россельхозбанка занялся анализом тенденций и пришел к выводу, что потребность в электрических судах составляет порядка 300 дополнительных единиц. По мнению экспертов банка, переход на регулярные речные перевозки пассажиров электросудами можно осуществить к 2035 году, но это потребует инвестиций в размере 50 миллиардов рублей. Зато в качестве плюсов даст сокращение выбросов углекислого газа на 250 тысяч тонн за сезон навигации.

В общем, что-то нам подсказывает, что в ближайшие годы новостей про электросуда будет все больше и больше.