Дошли руки написать про американское продолжение дела Дмитриева. Не поверите, в Штатах о нем вышел документальный фильм, который на днях помпезно презентовали. Сняла кино некая Джессика Гортер, которая уже создала несколько фильмов о России и СССР, в частности - о блокаде. Новый фильм называется The Dmitriev Affair - "Дело Дмитриева". Хотя я бы с большой радостью перевела попроще, я ведь доказала, что это была грандиозная афера.
Что за сильная рука вытряхнула эту Джессику из пыльного мешка в 2023 году, непонятно и неинтересно. Про дело Дмитриева все нормальные люди уже поняли. В конце я напомню кратко, если забыли. Сейчас хочу сказать вот что. Сердобольная американка в своем фильме снова гнет про 37-й год. Дмитриеву же что придумали? Сочинить, будто он пал жертвой кровавого режима, который хочет замолчать правду о Сандармохе. Ведь ничего, кроме этого вранья, у защитников не было, никакого объяснения, зачем слесаря взяли за педофилию. А тут он предстает не судимым слесарем, от которого сбежали две жены, устав бороться с агрессией и педофилией, а историком. Хотя Дмитриев не историк и ничего не открыл.
Но об этом я уже все написала в тексте "Стороны три! Ошибки, секреты и подлоги публичной кампании в защиту Юрия Дмитриева". Дмитриев не открывал Сандармох, его открыл друг и собутыльник Дмитриева Иван Чухин, бывший милиционер и будущий депутат Госдумы.
Но с прошлым мы кое-как разобрались. Давайте посмотрим, что сейчас. Если Дмитриева должны были сажать за Сандармох, значит, Сандармох должен бы пасть теперь? Могилы должны затоптать, мемориал закрыть. Так? Но там все по-прежнему.
Знаете, почему? Во-первых, потому что Дмитриев был там реально практически никто. Копатель. Ничего не открыл. Ему после гибели Ивана Чухина за полгода до открытия мемориала на Сандармохе достались его бумаги, которые Дмитриев и использовал. Сам он малограмотный, без образования.
Во-вторых, я уже говорила: мемориал Сандармох можно в полной мере называть детищем... Николая Патрушева. Именно Патрушев был главой карельского Министерства безопасности, когда у Чухина шла самая активная архивная работа. А когда уже непосредственно решался вопрос об открытии мемориала и документов, Патрушев был уже главой ФСБ России. А открывший Сандармох Иван Чухин - депутатом Госдумы, членом комитета по безопасности. Вот кто открыл и Сандармох, и мемориал. Вот кто опекал Дмитриева. Вот откуда у Дмитриева остались связи в конторе, которые потом его пытались вытащить из уголовного дела (а не втащить, как нам пытался петь один стипендиант американского фонда Роман Б.). Это все петрозаводское МБ, которое пошло потом на повышение.
Почему Чухин возился с конца 80-х со слесарем-выпивохой, непонятно. Просто личная дружба, окрепшая на почве любви к выпивке. Чухин дружил с Дмитриевым, спасал его от новой судимости за хулиганку, пристраивал на работу. После гибели Чухина его архив забрал Дмитриев. Сандармох открывала тьма людей, куда присоседился Дмитриев. Но это был слесарь.
Итак, Сандармох стоит. Государство ничего там не порушило. РПЦ продолжает поминать своих мучеников, похороненных на Сандармохе. Чтения памятные проходят. Все на месте. Зачем бы, тогда, было сажать Дмитриева? Незачем! Потому я утверждала, что система даже пыталась Дмитриева вытащить! Он имел чрезвычайно влиятельных заступников, раз почти два раза смог соскочить при такой огромной фактуре в деле (фото и видео, личные показателя ребенка, который выступал перед судом в обоих процессах, показания семьи)
Теперь важное. Напомню, как Иван Чухин сам открыл Сандармох. Он изучал показания местных жителях о местах расстрела финнами пленных и узников локальных концлагерей. И так нашел яму Сандармох. Предположил, что финны для захоронения могли использовать свежие советские могильные ямы, которые еще не поросли тяжелым дерном, ведь копать их легче, чем хоронить в вековой нетронутой лесной земле. Именно так Чухин вышел на Сандармох. Я впервые услышала об этом от нежно любимого мною Юрия Бродского, историка Соловков. Я трижды приезжала к Юрию Аркадьевичу на Соловки и про Чухина услышала, сидя на его кухне. Потом нашла подтверждение в публикациях.
Чухин знал, что финны хоронили на Сандармохе советских граждан, потому решил проверить гипотезу, не подкладывали ли они трупы в старые ямы. И угадал! Сандармох он вычислил по свидетельствам местных жителей, которые показывали ему, где финны расстреливали и клали в старые ямы. Финны, понимаете? Это открыл человек, основавший в Петрозаводске "Мемориал"!
Это я все к чему? Ведь нам внушали, будто Дмитриева посадили, дабы замолчать правду о Сандармохе. Будто бы Российское военно-историческое общество хочет обелить советскую власть, опровергнуть факт захоронения на Сандармохе узников Соловецкого лагеря и наврать, что там лежат военнопленные и советские граждане.
Этим все прикрывалось, потому что параллельно с арестом Дмитриева РВИО решило проводить там раскопки. Вернее, просто пару раз прошли с щупами и действительно нашли следи советских военных. Но что тогда устроили "Мемориал" и защитники Дмитриева! Кричали о попирании истории, возвращении ГУЛАГа
Досталось карельскому профессору Веригину, который всю жизнь изучал то же, что Чухин - искал жертв финской оккупации. Я ведь ездила в 2019 году на Сандармох, в Медвежьегорск, в Петрозаводск. Я везде была, все смотрела. Я изучила биографию этого Веригина. Человек никогда не был замечен ни в какой госпропаганде, занимался наукой, а его имя очернили. Просто объявили его злом, которое хочет замолчать трагедию Сандармоха, сокрыть жертв репрессий и заодно, дескать, помог посадить Дмитриева.
А в реальности о том, что там расстреливали финны, сообщали сами финны. Вот карельский историк и коммунист Александр Степанов нашел в официальном финском военном архиве SA-Kuva опубликованную финнами в конце 2020 года фотографию: расстрел двух советских девочек-разведчиц, которые работали между Повенцом и Медвежьегорском. Именно там, между этими двумя пунктами, и находится Сандармох. И официальная финская позиция: скорее всего, именно в Сандармохе сделано это фото
Никогда РВИО не собирался оспаривать факт захоронения на Сандармохе советских жертв ГУЛАГа, хотели проверить информацию о том, что финны хоронили расстрелянных в те же ямы, поверх.
Недавно по "России-24" показывали сюжеты о финских лагерях в районе Медвежьегорска. Финны сами предоставляют по этому поводу уйму материалов. Все так и оказалось. Доказано, что на Сандармохе был расстрелян соловецкий этап, 1111 человек. Это никто не оспаривает. Теперь вопрос, кого закапывали поверх соловчан.
Повторю, имена захороненных на Сандармохе давно установлены. В соловецком музее о них экспозиция. РПЦ постоянно их поминает. В музее на Соловках даже есть фото Дмитриева с раскопок!!! Никто ни от чего не отказался. Установлено, что там был расстрелян первый соловецкий этап, 1111 человек. Пока достоверно известно только это. Все остальные версии не подвтерждены. Так как "Мемориал" орет заполошно при любых попытках что-то на Сандармохе искать, то не удавалось проверить, правда ли там захоронены узники Беломорканала, жертвы карельского НКВД. Тем более не удалось выяснить, сколько погибло там жертв финской оккупации. Хотя местные жители прямо указывают на Сандармох как на место расстрела их предков.
"Мемориальцы" говорят уже о шести с лишним тысячах захороненных на Сандармохе и пропихивуют это число в Википедию, а выпихивают оттуда упоминания о вкладе Чухина. Государство его официально не опровергает, но говорит, что нужно копать, а копать не дают
Откуда взялись данные о стольких захороненных? От Дмитриева! Он типа на глаз определил, сколько там ям и сколько там лежит. Дмитриев! Слесарь! Историки пока ограничились 1111 жертв. Их никто за минувшие годы не попрал, ничего решительно без Дмитриева вообще не произошло. В том числе, подчеркну, что Дмитриев практически никто там был.
Имелся другой человек, который обладал весомым голосом, это директор Медвежьегорского музея Сергей Колтырин. Он мог остановить раскопки. Он сел тоже. Вот его я считала жертвой, была уверена, что его оболгали, я его защищала. Все осложнялось еще и тем, что Колтырина взяли после Дмитриева и тоже за педофилию. Но потом была вынуждена признать, что в деле Колтырина полно видеодоказательств, он тоже сел за педофилию и умер в тюрьме. "Мемориал" его не защищал, ибо там уж точно было дело ясное, были в деле видеодоказательств, был подельник и длящееся растление мальчика. Занятно: адвокат Дмитриева хотел защищать и Колтырина, но тот отказался от его услуг и сам себя не защищал, о том, что дело политическое, не говорил
Вот Колтырин мог повлиять на раскопки в Сандармохе. Дмитриев не мог. Он системе был не нужен ни в качестве жертвы, ни в качестве оппонента, вообще никак. Смею утверждать, что система на Дмитриева плевать хотела и знать о нем не знала.
Более того, система сама помогла вычислить Сандармох и сделать там мемориал. Сандармох детище полковника МВД Чухина, чей отец служил в органах безопасности. И Сандармох, смею утверждать, детище Николая Патрушева - без него бы никто ничего не получил и не узнал о Сандармохе.
Никакого Дмитриева во всей этой большой и тяжелой истории Сандармоха в том объеме, в каком его пытались представить защитники, нет. Он не влиял ни на что и не повлиял.
Пока предлагаю это осознать, осмыслить, освежить в памяти приведенную выше мою статью (ее на уровне главных редакторов развернули наиболее наши именитые либеральные СМИ, из-за отказа публиковать эту статью я разорвала отношения с "Новой газетой") "Стороны три!", где лишь часть истории. В следующий раз опубликую резюме по делу Дмитриева. Если кто-то забыл, как грязно все закончилось, я напомню.
Вот, я писала уже, что ничего с Сандармохом не случилось. Прошло 2,5 года, все там на месте
И важные наблюдения о феномене дела: как горстке людей удалось обмануть весь мир при том, что Дмитриев не отрицал, что снимал девочку голой и хранил фото!