Сразу предупреждаю, что в тексте будет затронута туалетная тема, особенно чувствительных прошу на выход.
Мой младший сын месяц занимается с логопедом, к которому мы год пытались попасть, но у специалиста не было мест (ранее занимался с трёх лет с другими специалистами, но прогресса не было).
На данный момент ребëнку 4 года и 3 месяца, и он не говорит, по моему мнению (логопед считает, что говорит). При этом у сына нет диагнозов кроме общего недоразвития речи (ребëнок обследован по всем фронтам), зато есть прекрасное понимание речи, он в некотором роде давно использует предложения, понимает и различает глаголы и существительные, умеет пользоваться предлогами, обладает знаниями по возрасту. Изолированно умеет произносить бóльшую часть звуков. Но все свои умения он не соединяет в слова и не пытается повторять слова за взрослым. Вернее не пытался до недавних дней.
В моëм понимании уметь говорить – это когда ребёнок может рассказать, чем занимался в детском саду, что там ел, и может выучить стишок для деда Мороза.
Лексика же моего сына состоит из фраз типа: "Чу ке" (хочу конфету/печенье), "И ке" (идëт снег), "Чу пи" (Хочу пить/хочу в туалет). Как китаец.
Я несколько лет изучала китайский язык. У китайцев язык тональный, одно и то же слово, в транскрипции выглядящее одинаково, в зависимости от того, каким тоном будет сказано, означает разные понятия. Иероглифы для слов, конечно, разные, но транскрипция для них может быть одинаковая, а чтобы увидеть на письме разницу, над слогами ставят различные "ударения".
Так и мой сын – у него и печенье "ке", и снег "ке", но я понимаю, когда снег, а когда печенье или конфета, которая тоже "ке".
Похожая ситуация и с "пи". Это и "пить" и "пи́сать", а потом и вовсе с любой целью пойти в туалет. Малую нужду сын самостоятельно справляет в унитаз в одном из санузлов, у нас их два, но в одном унитаз выше, а сын малого росточка, ещё не вполне дорос – мой младший очень "дробненький", как говорит одна из наших бабушек (рост 95 см, вес 11 кг). Чтобы опорожнить кишечник, сыну нужна помощь с усаживанием на унитаз. На горшок он садиться отказывается, а для унитаза ещё мал. Детское сидение на одном унитазе ëрзает, а на другой и вовсе не подходит никакое, потому что унитаз квадратный.
Случалось, что с криком "пи", сын волок меня в туалет и лез садиться на унитаз, и делал вовсе не "пи", а очень даже "ка".
И вот вчера вечером сын, уже лёжа в кровати, требовательно заявил: "пи"!
– Пить?
– Да.
Дала попить. А он снова: "пи".
– Опять пить?
– Не.
– Пи́сать?
– Не.
– Всё же пить?
– Не, не, не!
– Пи́сать??
– НЕЕ!
– А что?!
– Ка-ка-ти!
– Какать? – обрадовалась я.
– Да! Кака. Ть!
Отвела, усадила, всё хорошо.
Вышел и говорит:
– Те (теперь) пи–ть!
Я всячески выразила свой восторг, хлопала в ладоши и нахваливала сына.
А он пока не заснул старательно проговаривал эти два слова, особенно ему это "ть" трудно давалось, всё "ти" выходило, раньше он на такие "мелочи" не обращал внимания, а теперь вот старался выговорить правильно.
В моëм роду были случаи, когда дети до 5 лет не говорили и заговаривали сами без помощи логопеда, но ждать страшно, да и со специалистом дело идёт всяко лучше.