ФГУП «Росморпорт» проиграл дело о взыскании арендной платы с петербургского АО «Петролеспорт». Повод к спору дала проверка контрольно–ревизионного управления Федерального казначейства, изучившего в 2022 году использование ФГУП «Росморпорт» инфраструктуры морских портов.
По данным «Делового Петербурга», размер недополученной арендной платы с «Петролеспорта» за 2010–2016 годы составил 157,1 млн рублей, подсчитали контролёры.
Петербургская компания в 2008 году арендовала на 49 лет в Большом порту Санкт–Петербург девять причалов. На тот момент ежегодная плата составляла 46,9 млн рублей. Договором предусмотрены две возможности изменения стоимости аренды — ежегодная индексация на прогнозируемый уровень инфляции и корректировка с привлечением независимого оценщика раз в 3 года.
В 2009 году «Петролеспорт» попросил о снижении платежа, обосновав его мировым экономическим кризисом, приведшим к снижению грузооборота Большого порта, и подкрепив заключением оценщиков. Дополнительным соглашением к договору от марта 2010–го аренду снизили до 29,85 млн рублей. В апреле 2011–го стороны заключили новое допсоглашение, на этот раз увеличив ежегодную плату до 38,29 млн рублей. В июле 2016 года по итогам оценки аренда выросла до 47,99 млн.
В феврале 2023 года «Росморпорт» на основе проверки потребовал с «Петролеспорта» недополученную аренду, но понимания у другой стороны не нашёл. Поэтому в июне ФГУП обратилось в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти.
Как следует из иска, предприятие не получило ту арендную плату, на которую рассчитывало, а заключение двух допсоглашений принесло «Росморпорту» убытки в виде упущенной выгоды.
Недавно арбитраж отказался признать недействительными положения допсоглашений к договорам аренды и взыскать с «Петролеспорта» 157,1 млн рублей. «Договором не установлено никаких ограничений на изменение размера арендной платы в любой момент по соглашению сторон», — указал суд. Также арбитраж признал: ФГУП пропустило срок исковой давности (1 год), поскольку о снижении платы ему стало известно не в период проверки, а при заключении допсоглашений.