Гордость Бихара
В самом сердце Индии, среди плодородных равнин Бихара, находится скрытая жемчужина текстильного мира — вышивка суджини или суджани. Это замысловатое и завораживающее ремесло, передающееся из поколения в поколение, превратило простые, изношенные предметы одежды в шедевры рукоделия, вдохнув новую жизнь в выброшенные ткани. Мало того, такие изделия со временем стали настоящим искусством, в них также вшиты нити истории и традиций, которые определили культуру индийского Бихара.
История и происхождение
Название Суджини происходит от слова Суджани, где Су означает «легкий и облегчающий», а Джани означает «рождение». Традиционно в технике Суджини изготавливали одеяла из старых сари и дхоти для новорожденных. Для соединения лоскутов ткани использовалась простая сметочная строчка, а будущие матери также внесли свой вклад в дизайн, вышивая на одеяле свои надежды и мечты о ребенке. Самые ранние следы этого стиля вышивки можно найти в Бихаре в XVIII веке среди женщин, принадлежащих к низшим кастам.
Суджанская техника сшивания многослойных кусков старой ткани глубоко укоренена в двух древних верованиях. Во-первых, ткань, связанная Суджани, выполняла ритуальную функцию – она вызывала присутствие божества, Читирии Ма, Повелительницы лохмотьев, а сшивание этих разрозненных частей символически воплощало целостную индийскую концепцию о том, что все части принадлежат единому целому и должны вернуться в единое целое. это.
Вторая цель сшивания кусков старой ткани заключалась в том, чтобы обернуть новорожденного; позволить ему быть окутанным мягкими объятиями, напоминающими объятия его матери. Фактически, само слово Суджани и отражает этот принцип.
Что символизирует вышивка Суджини
Вышивка Суджини символизирует объединение разрозненных на первый взгляд кусков ткани в гармоничное целое. Когда каждый кусок ткани прикрепляется к предыдущему, процесс шитья говорит о нежности и заботе, присущих материнской любви.
Когда ребенка пеленают в одеяле, изготовленном в технике Суджини, он не только согревается, но и защищается добрыми пожеланиями и молитвами, которые его мать вышивает на ткани.
Техники вышивки суджини
Вышивка суджини, вид искусства, характеризующийся своей простотой и элегантностью, использует уникальный стежок, известный как кантха.
Процесс начинается с выбора основной ткани, обычно хлопка или шелка, и ее разрезания до желаемого размера и формы. Затем на верхний слой тщательно наносится рисунок с помощью кальки, кальки и синего мела. Вышивка начинается с тонкой строчки, продвигаясь от фона к переднему плану.
Мотивы подчеркиваются толстым швом, черными или коричневыми нитками для контуров и яркими нитками для заполнения. Завершающие штрихи включают подшивку краев ткани с последующей стиркой в керосине для удаления следов синего мела и проглаживанием.
Мотивы вышивки суджини
Самыми традиционными узорами вышивки Суджини являются мотивы солнца и облаков, которые символизируют процесс животворения.
Часты и мотивы священных животных, фантастических крылатых существ для защиты от разрушительных сил и другие изображения для защиты младенца от сил зла. По сути, это защитные обереги, используемые для привлечения благословения Богов. Узоры в основном выполнены красными и желтыми нитями, где красный представляет кровь, а желтый представляет солнце. При выполнении этой вышивки предпочтительны более темные цвета.
Сегодня вышивка суджини эволюционировала и теперь включает в себя больше дизайнов, включающих другие мотивы природы, такие как цветы, листья, деревья и животные, а также геометрические узоры.
Эволюция вышивки Судзини
Со временем вышивка Суджини стала украшать не только детские одеяла. Уникальные узоры, выполненные простым сметочным стежком, переходили из рук женщин в Бхусре на одеяла, простыни, шторы, гобелены и многое другое.
Первоначальная традиция изготовления детских одеял с вышивкой суджини почти вымерла к началу 20-го века, однако в 1988 году она была возрождена Нирмалой Деви и некомерческой организации Махила Викас Сахьог Самити, которая была создана с целью помочь сельским женщинам начать зарабатывать с помощью возрождения традиционных ремесел.
Вышивка как отражение социального фона
В наши дни Суджини переживает трансформацию традиционного ремесла в средство выражения современных социальных и политических тем - особенно это касается положения женщин в Индии. Повествования, рассказанные с помощью вышивки провозглашают, что социальные изменения являются сутью и целью возрождения ремесла.
Подобных трагических историй предостаточно: выпивающие или нетрудоспособные мужья, жестокие и требовательные свекрови, имущество, заложенное в счет погашения долгов.
И обычно такое одеяло разделено на две части. Одна сторона пытается изобразить реальность: пьяный мужчина избивает свою жену; мужчина, дающий приданое; мужчины затворились на деревенском собрании, а женщины - в пурде. Другая сторона стремится выразить свое видение: женщина продает свою продукцию на рынке; женщина, выступает на собрании; женщина работает в суде и властных структурах.
Вышивки также в совокупности выражают несправедливость повседневной жизни: обычай сожжения приданого, детоубийство женского пола, насилие. Женщины все чаще изображают не только традиционную религиозную иконографию, но и собственные страдания и недовольство.
В целом, хотя сегодня детские одеяла все еще производятся, но женщины обратились к покрывалам и одеялам для взрослых, чтобы привлечь более широкий рынок.
Сегодня вышивка Суджини защищена особым патентом и выполняется исключительно 600 женщинами в 22 деревнях от Бхусры и Мадхубани и их окрестностей.
Сельские женщины района Музаффарпур на севере Бихара теперь продолжают вышивать в традиции Суджини, используя комбинацию тонкой сметочной строчки. Это идеальное средство оказания помощи многим раджпутским женщинам, живущим в бедности, но социальным обычаям не позволяющим им работать. Женщины теперь могут зарабатывать деньги, занимаясь ремеслом, которое их отцы, мужья и родственники считают «респектабельным».
Амалия Тимофеева