Найти тему

Наследственное имущество при банкротстве граждан

Рассмотрим судебную практику в части банкротства граждан, а именно Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2023 N 305-ЭС23-2205 по делу N А41-70924/2020.

Этот судебный акт интересен тем, что он затрагивает вопросы НАСЛЕДСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА при банкротстве граждан.
В судебном акте указано, в том числе, следующее.
В рамках дела о банкротстве должника его конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о признании недействительной сделкой договора купли-продажи от 22.07.2019 транспортного средства ГАЗ-33104, 2005 года выпуска, заключенного должником с Богдановым Алексеем Владимировичем, и применении последствий недействительности сделки в виде взыскания с Богданова А.В. средней рыночной стоимости отчужденного имущества.
Определением Арбитражного суда Московской области от 21.03.2022 в качестве надлежащего ответчика привлечен наследник Богданова А.В. - Богданов Андрей Алексеевич.
Определением Арбитражного суда Московской области от 17.05.2022, заявление конкурсного управляющего удовлетворено, договор купли-продажи транспортного средства признан недействительной сделкой, применены последствия недействительности сделки в виде взыскания с Богданова А.А. средней рыночной стоимости отчужденного имущества в размере 350 000 рублей.

Удовлетворяя заявление конкурсного управляющего должником, суд первой инстанции исходил из доказанности установленной пунктом 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве совокупности обстоятельств для признания оспариваемой сделки недействительной, а именно заключение спорного договора в период подозрительности, наличие у должника неисполненных обязательств перед контрагентами, неравноценность сделки, в результате чего был причинен вред имущественным правам кредиторов должника и взыскал среднюю рыночную стоимость отчужденного должником имущества в размере 350 000 рублей, поскольку местонахождение автомобиля после снятия его Богдановым А.В. с регистрационного учета не установлено.

В состав наследства помимо принадлежавшего наследодателю на день открытия наследства имущества (имущественных прав) входят также и имущественные обязанности (статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - постановление N 9)).
Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя, под которыми понимаются не только обязательства с наступившим сроком исполнения, но и все иные обязательства наследодателя, не прекращающиеся его смертью (статья 418 Гражданского кодекса Российской Федерации), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства (пункт 58 постановления N 9). В частности, к таким долгам может быть отнесено и еще не возникшее (не наступившее) реституционное требование к наследодателю по сделке, имеющей пороки оспоримости, но еще не признанной таковой судом на момент открытия наследства. Соответственно, риск признания такой сделки недействительной и предъявления соответствующего требования также возлагается на наследника, но в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества (пункт 2 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 60 постановления N 9).
Таким образом, с учетом положений законодательства об ответственности наследников по долгам наследодателя, при рассмотрении данной категории дел значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судами, являются ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА, перешедшего к наследнику.
В соответствии со статьей 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации документом, подтверждающим наследственные права лица на имущество умершего гражданина, является свидетельство о праве на наследство, которым определяется объем наследственного имущества, позволяющий в итоге определить его стоимость.
В рассматриваемом случае состав наследственного имущества Богданова А.А. судами не исследовался (свидетельство о праве на наследство в материалах дела отсутствует), его стоимость не устанавливалась.
Следовательно, как указано в вышеуказанном судебном акте, вывод суда первой инстанции, поддержанный судом округа, о взыскании с наследника Богданова А.А. 350 000 рублей в качестве применения последствий недействительности сделки без исследования данных обстоятельств является преждевременным.

Таким образом, наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя, под которыми понимаются не только обязательства с наступившим сроком исполнения, но и все иные обязательства наследодателя, не прекращающиеся его смертью, независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства.
В частности, к таким долгам может быть отнесено и еще не возникшее (не наступившее) реституционное требование к наследодателю по сделке, имеющей̆ признаки недействительности, но еще не признанной недействительной судом на момент открытия наследства. Соответственно, риск признания такой сделки недействительной и предъявления соответствующего требования также возлагается на наследника, НО В ПРЕДЕЛАХ стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Значимым обстоятельством при рассмотрении судами спора о признании недействительной сделки должника, заключенной с лицом впоследствии умершим, и о применении последствий ее недействительности, является ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ наследственного имущества, перешедшего к наследнику. Документом, подтверждающим наследственные права лица на имущество умершего гражданина, является СВИДЕТЕЛЬСТВО о праве на наследство, которым определяется объем наследственного имущества, позволяющий в итоге определить его стоимость.

Если возникли какие-либо вопросы или потребуется юридическая помощь звоните или пишите:

📞8 (958)8441111 📞8 (912)8700300