Найти в Дзене

Почему стоит посетить Караидельский район

Караидельский район расположен на севере Башкирии. Он имеет очень интересную историю, а для любителей красивых локаций здесь точно найдутся интересные места. Районный центр – село Караидель – расположено в устье реки Багазки, которая является притоком реки Уфы, около Павловского водохранилища. Об этом водохранилище я уже писала в материале про Нуримановский район (https://dzen.ru/a/ZTfMLiJC-0WczyZR). Сейчас до Караидели можно добраться по автомобильной дороге, а каких-нибудь 50 лет назад попасть в эти места можно было лишь по воде. Само село основано было только во второй половине 19 века башкирами Таныпской волости Бирского уезда на собственных землях. Тогда деревня носила название Усть-Багазы, а также фиксировалась в документах как Шафеев Перевоз. В 1906 году в селе проживало 300 человек, были мечеть, земская школа, лесопильный завод, водяная мельница, бакалейная лавка, хлебозапасный магазин, а также переправа через реку Уфу. Собственно районным центром село Усть-Багазы стало в 1932

Караидельский район расположен на севере Башкирии. Он имеет очень интересную историю, а для любителей красивых локаций здесь точно найдутся интересные места.

Село Караидель - центр района
Село Караидель - центр района

Районный центр – село Караидель – расположено в устье реки Багазки, которая является притоком реки Уфы, около Павловского водохранилища. Об этом водохранилище я уже писала в материале про Нуримановский район (https://dzen.ru/a/ZTfMLiJC-0WczyZR). Сейчас до Караидели можно добраться по автомобильной дороге, а каких-нибудь 50 лет назад попасть в эти места можно было лишь по воде.

Само село основано было только во второй половине 19 века башкирами Таныпской волости Бирского уезда на собственных землях. Тогда деревня носила название Усть-Багазы, а также фиксировалась в документах как Шафеев Перевоз. В 1906 году в селе проживало 300 человек, были мечеть, земская школа, лесопильный завод, водяная мельница, бакалейная лавка, хлебозапасный магазин, а также переправа через реку Уфу. Собственно районным центром село Усть-Багазы стало в 1932 году, а вскоре получило и современное название – Караидель.

До революции территория района входила в состав Бирского уезда, населенные пункты относились к Байкинской и Байкибашевской его волостям. После образования районов в 1930 году вначале территория эта вошла в состав Байкинского района с центром в селе Байки, которое и раньше являлось центром одноимённой волости. Но в 1932 году Байкинский район упразднили, вместо него был создан Караидельский район. В 1937 году район был разделен на Караидельский и Байкибашевский районы. В 1956 году Караидельский район ликвидировали, а территорию включили в Байкибашевский район, но уже через месяц административный центр района был перенесён в село Караидель, а район переименован в Караидельский.

Из приведённой исторической справки очевидно, что до революции 1917 года на территории нынешнего Караидельского района было два села, которые являлись административными центрами волостей: Байки и Байкибашево.

Бывший дом купца Ивана Чечушкова в с. Байки Караидельского района; ныне - районный историко-краеведческий музей
Бывший дом купца Ивана Чечушкова в с. Байки Караидельского района; ныне - районный историко-краеведческий музей

Первое было основано в самом начале 19 века на вотчинных землях башкир Сунларской волости Бирского уезда по купчей крепости государственными крестьянами из Пермской губернии. Чуть позже, в 1806 и 1809 годах сюда переселились новые группы государственных крестьян из той же губернии. Название новому поселению дала местная речка Байки. В 1822 году в Байках была построена церковь, деревня стала селом. Жители занимались земледелием, скотоводством и пчеловодством. Поэтому, если будете в Караидельском районе, в частности, в селе Байки, смело пробуйте местный мёд – традиции пчеловодства здесь давние. К 1870 году в селе были также училище, земская больница, 3 кожевенных, свечной и 3 маслобойных завода, 8 торговых лавок, проводились ярмарки. Всего в это время в 244 дворах проживало 1454 человека. К 1906 году население села возросло до 1981 человека. В наше время, несмотря на то, что это старинное русское село уже потеряло административный статус районного центра, именно в Байках находится районный краеведческий музей, который был открыт в 2004 году. Расположен он в старинном купеческом доме, построенном в 1897 году. Уроженцем села является Герой Советского Союза С.П. Черепахин.

Село Байкибашево Караидельского района
Село Байкибашево Караидельского района

В селе Байкибашево первоначально поселились мишари, которые были припущены на эти земли башкирами Сунларской волости ещё в середине – второй половине 18 века. Название села происходит от гидронима – в переводе с башкирского оно означает «исток Байки». К 1870 году здесь проживало 1230 человек. Было 2 мечети, училище, 12 торговых лавок, в 1866–1919 годах располагалось волостное правление. В настоящее время население, в основном, татаро-башкирское. В 1920 году в этом селе родился мой двоюродный дед – Герой Советского Союза Пётр Георгиевич Корочкин. Как его угораздило родиться в мишарской мусульманской деревне? Видимо, причина кроется в событиях гражданской войны. Дело в том, что мой прадед до революции работал писарем в сельских обществах. Изначально семья жила в ныне несуществующей деревне Николаевка (на 70-е годы – в составе Урюш-Битуллинского сельсовета), но в период сельскохозяйственной переписи 1917 года семья Георгия Павловича Корочкина зафиксирована в селе Байки, откуда родом была его жена Серафима Николаевна.

Курсант 1-го Московского артиллерийского училища П.Г. Корочкин в 1939 году
Курсант 1-го Московского артиллерийского училища П.Г. Корочкин в 1939 году

Видимо, хозяйство было достаточно крепким, поэтому, когда начались выступления бедноты в селе, семья вынуждена была бежать от погромов в Байкибашево. Есть даже семейная легенда, что их спасли местные муллы. Так или нет, но другого объяснения факта рождения двоюродного деда именно в Байкибашево у меня пока нет.

Говоря о Караидельском районе, стоит сказать, что в 1930-е годы в эти глухие лесные места привозили ссыльных; был основан ряд спецпосёлков, жители которых в основном занимались лесозаготовками. Такова история, например посёлка Берёзовый Лог, или попросту Берлог. Приблизительно в 1931 году он был основан как спецпосёлок №8, хотя первых спецпереселенцев из разных районов Башкирии сюда привезли ещё в конце 1930 года. Спецпереселенцы работали в Магинском мехлесопункте. В 1931 году в новый посёлок переселили и семьи ссыльных. До 1933 года существовал очень строгий пропускной режим: без разрешения коменданта посёлка было запрещено отлучаться в соседние деревни для обмена вещей на продукты – нарушителей задерживали и наказывали. Затем режим несколько смягчился: разрешили ходить за продуктами в соседние деревни, был расширен ассортимент товаров в местном магазине, даже организованы показы кинофильмов районной кинопередвижкой в местном клубе, работала библиотека, улучшалось и медицинское обслуживание населения. Режим спецпосёлка был полностью снят в 1947 году. И на 1952 год посёлок фиксируется как посёлок Берлог в составе Бердяшевского сельского совета. До наших дней посёлок не сохранился – был исключён из учёта данных в 1986 году.

Строительство клуба в спецпосёлке №8 в 1930-е годы (фото из книги В.С. Гомана "Лес и люди")
Строительство клуба в спецпосёлке №8 в 1930-е годы (фото из книги В.С. Гомана "Лес и люди")

И ещё об одном интересном месте хочется рассказать – это село Ельдяк или Ельдякская крепость. История Ельдякской крепости (иногда в литературе также встречаются названия Ельдятская крепость или Елдяцкий городок) связана со знаменитой Оренбургской экспедицией 30-х годов 18 века. Основано оно было как военно-укреплённое поселение на правом берегу реки Уфы на вотчинных землях башкир Ельдякской волости Сибирской дороги в 1736 году. Здесь был размещён гарнизон из более 50 солдат и 100 казаков, в том числе кряшен из башкир и татар. В 1773 году здесь проживало более 600 человек. Кстати, во время Крестьянской войны 1773–1775 годов большая часть населения примкнула к повстанцам, и в составе И.Н. Зарубина участвовала в осаде г. Уфы, а в составе войска Салавата Юлаева – в осаде г. Кунгура и боях на территории Уфимской провинции.

Примерно так выглядела Ельдякская крепость
Примерно так выглядела Ельдякская крепость

Через сто с небольшим лет – во второй половине 19 века – крепость утрачивает военное значение. В 1870 году здесь были 2 водяные мельницы, церковь и училище, а по воскресеньям проводились базары. Население было преимущественно русским. Во второй половине 1950-х годов в связи со строительством Павловского водохранилища жители Ельдяка переселились в другие населённые пункты, в основном в с. Атамановка. Вблизи Атамановки сейчас расположена база отдыха «Звёздный».

Такая вот разнообразная история у одного из северных районов Башкирии. Так что посетить рекомендую.