Найти в Дзене
Мир Музыки

Хаос и созидание «Helter Skelter» - запись самой тяжелой песни The Beatles

Все фанаты прекрасно осведомлены о более чем полувековой эпической «битве» между The Beatles и The Rolling Stones, однако история создания «Helter Skelter» демонстрирует, что на этот раз «музыкальными противниками» группы стали не Стоунз, а The Who. Летом 1968 года Пол Маккартни читал «Melody Maker», и его зацепила одна из цитат Пита Таунсенда. «Пит тогда сказал: «Мы только что записали самую непристойную, самую громкую и самую нелепую рок-н-ролльную пластинку, которую вы когда-либо слышали», — вспоминал Пол Маккартни. «На самом деле я так и не узнал, какой именно трек записали The Who, но это заставило меня двигаться вперед, просто услышав, как он говорит об этом. Я всегда пытался написать что-то другое, старался не писать от своего лица (вспоминаем «Сержанта Пеппера»), и этого маленького абзаца было достаточно, чтобы заставить меня сделать еще шаг. Я подумал, что нам следует написать такую песню… что-нибудь по-настоящему дикое… и я написал Helter Skelter». Маккартни размышлял о ярмар
Оглавление

Все фанаты прекрасно осведомлены о более чем полувековой эпической «битве» между The Beatles и The Rolling Stones, однако история создания «Helter Skelter» демонстрирует, что на этот раз «музыкальными противниками» группы стали не Стоунз, а The Who.

Летом 1968 года Пол Маккартни читал «Melody Maker», и его зацепила одна из цитат Пита Таунсенда.

«Пит тогда сказал: «Мы только что записали самую непристойную, самую громкую и самую нелепую рок-н-ролльную пластинку, которую вы когда-либо слышали», — вспоминал Пол Маккартни.

«На самом деле я так и не узнал, какой именно трек записали The Who, но это заставило меня двигаться вперед, просто услышав, как он говорит об этом. Я всегда пытался написать что-то другое, старался не писать от своего лица (вспоминаем «Сержанта Пеппера»), и этого маленького абзаца было достаточно, чтобы заставить меня сделать еще шаг. Я подумал, что нам следует написать такую песню… что-нибудь по-настоящему дикое… и я написал Helter Skelter».

Маккартни размышлял о ярмарочных горках своего детства, а также о социальных волнениях, охвативших мир тем летом. «Я использовал в качестве символа царящей вокруг суматохи - поездку сверху вниз – а еще взлет и падение Римской империи – это было полное падение и упадок».

-2

18 июля 1968-го года The Beatles выучили новую песню и записали три расширенных дубля в студии «Abbey Road».

Первые два длились 10 и 12 минут соответственно, третий растянулся до рекордных 27:11 минут. В 4-минутном отрывке из последнего дубля, выпущенном на знаменитой компиляции «Anthology 3», песня воспроизводится на половинной скорости, и звучит почти как троюродный брат «Yer Blues».

Маккартни, возможно подумывал и над альтернативным названием, поскольку в другие моменты он время от времени поет «Hell for Leather» вместо «Helter Skelter».

Группа снова вернулась к этому треку вечером 9 сентября, и они, по словам помощника звукоинженера Брайана Гибсона, были «совершенно не в себе».

За марафонскую семичасовую сессию они сделали 18 дублей песни: Ринго на барабанах, Джон на басу и Пол и Джордж на гитарах. Это была вторая песня, которую группа записала на новой восьмидорожечной аппаратуре EMI. С каждым дублем группа все больше приближалась к тому водовороту, о котором изначально думал Пол Маккартни.

«Мы попросили инженеров усилить звук барабанов и сделать его настолько громким и искаженным, насколько это было возможно, — вспоминал Маккартни, — затем мы сыграли и сказали: «Нет, все равно звучит слишком безопасно». Это должно быть еще громче и грязнее».

Крис Томас, исполнявший обязанности продюсера вместо Джорджа Мартина, вспоминал:

«Это была довольно недисциплинированная сессия. Пока Пол делал наложение вокала, Джордж Харрисон поджег пепельницу и бегал по студии с ней над головой, пародируя Артура Брауна!» (Трюк Джорджа был вдохновлен альбомом «The Crazy World Of Arthur Brown», который тем летом стал большим хитом в Великобритании).

-3

Последний дубль под номером 21, записанный в 2:30 ночи, закончился легендарным криком Ринго: «У меня волдыри на пальцах!»

«Это была не шутка», — говорит Маккартни. «В конце дубля его руки кровоточили, он так яростно барабанил. Мы очень усердно работали над этим треком».
«Helter Skelter — это песня, которую мы записывали в студии в полном безумии и истерике», — в свою очередь вспоминает Ринго Старр. «Иногда нам нужно было просто вытряхнуть варенье (вторая версия перевода не «варенье» а «джем» - т.е. импровизация на музыкальных инструментах)».

Даже несмотря на то, что весь каталог The Beatles 50 лет спустя изучен вдоль и поперек, «Helter Skelter» все еще способна поразить своими новациями.

Даже простое вступление на фузз-гитаре и продолжительный вой Маккартни на отметке 2:35 остаются одними из самых волнующих музыкальных моментов, записанных на виниле в 60-е годы.

Мрачный оттенок песня приобрела год спустя, когда лидер культа и неудачливый музыкант Чарльз Мэнсон стал буквально одержим «Белым альбомом». Для него он стал своего рода закодированным пророчеством о грядущей апокалиптической расовой войне. Мэнсон был убежден, что он — воскресший Иисус Христос, и с помощью своих секретных посланий The Beatles разыскали его, чтобы он возглавил новую жестокую революцию.

Как позже сказал Мэнсон во время суда: «Это не моя музыка. Но я слышу, с чем она связана. Там написано «rise». Там написано «kill». Зачем винить в этом меня? Я не писал эту музыку».

Кроме того, название песни было написано на холодильнике одной из жертв.

«Мэнсон интерпретировал, что «Helter Skelter» как-то связана с четырьмя всадниками Апокалипсиса», — говорит Маккартни. «Я до сих пор не знаю, что это за штука; это из Библии, Откровения. Я не читал, поэтому не знаю. Но он интерпретировал все это — что мы были четырьмя всадниками, и пришел к тому, что нужно пойти и уничтожить всех. Это было страшно, потому что по таким причинам песни не пишутся».

Джордж Харрисон так выразился о Мэнсоне: «Все присоединялись к большой победе Битлз: и полиция, и промоутеры, и мэры – и убийцы тоже. The Beatles были актуальными, и они были главным, о чем писали в мире, поэтому к нам все привязывались, независимо оттого виновны мы или нет. Было обидно быть связанными с таким подлым человеком, как Чарльз Мэнсон».

«Раньше мы беззаботно смеялись над этой всей шумихой, — говорил Джон Леннон, — что какой-нибудь интеллектуал читал наши тексты, что молодежь хочет в этом увидеть какие-то символы. Мы также серьезно отнеслись к некоторым нашим посланиям, но я не знаю, какое отношение эта песня имеет к бойне. Я никогда не слушал ее так подробно, но это был просто шум».

Дело Мэнсона запятнало имя «Helter Skelter», но со временем страсти немного утихли.

На песню вышло множество каверов от U2, Oasis, Mötley Crüe, Aerosmith и Stereophonics. Кортни Лав считает, что именно она стала отправной точкой для появления раннего панка. Также этот трек стал основным номером концертов Пола Маккартни начиная с 2004 года и остается самым ярким эпизодом в музыкальной карьере The Beatles.

«Это было все, что я хотел сделать – записать очень громкую, непристойную рок-н-ролльную пластинку с The Beatles», – подводит итог Пол Маккартни. «И я думаю, что это очень хороший ее вариант».

Наш Телеграм-канал

Rock & Music News