На Netflix вышли все восемь эпизодов аниме-сериала «Скотт Пилигрим жмет на газ» — новой экранизации культовой серии комиксов канадского сценариста Брайана Ли О’Мэлли. В 2010-х попытка адаптировать О’Мэлли привела голливудскую студию Universal Pictures к гигантскому кассовому провалу. В новой версии авторы пытаются вписать героев комикса в новую повестку, переосмысляя то, за что в свое время критиковали знаменитый фильм Эдгара Райта.
В центре сюжета сериала — 23-летний Скотт Пилигрим (Майкл Сера), бас-гитарист, гик, игроман, лентяй и просто инфантильный парень, живущий в квартире лучшего друга Уоллеса Уэллса (Киран Калкин). В неловкой попытке завести отношения Пилигрим решает начать встречаться с 17-летней Найвз Чау (Эллен Вонг), самой молодой и, вероятно, единственной фанаткой его рок-бэнда Sex Bob-Omb. Всё меняется, когда на одной из торонтских вечеринок Скотт знакомится с Рамоной Флауэрс (Мэри Элизабет Уинстед) — в буквальном смысле девушкой из его снов — и, конечно, сразу же влюбляется, но не всё так просто. Экс-бойфренд Рамоны Гидеон Гордон Грейвз (Джейсон Шварцман) создает клуб ее бывших парней, участники которого решают вызвать Скотта на самую настоящую дуэль.
С момента релиза «Скотт Пилигрим против всех» прошло более 13 лет. За это время фильм умудрился превратиться в настоящий поп-культурный феномен и одну из драгоценнейших жемчужин творчества британского постмодерниста Эдгара Райта, автора комедийной трилогии «Корнетто». И всё это несмотря на гигантскую кассовую неудачу — при шикарном по тем временам бюджете в 60 млн долларов «Скотту Пилигриму» удалось отбить всего 47 миллионов. Провал фильма связывали, в частности, со слабой маркетинговой кампанией и чрезмерно длинным хронометражем. В 2023-м, когда кинокомикс обрел статус культового, а сам Райт восстановил подпорченную в Голливуде репутацию, Netflix решает реанимировать историю канадского басиста, взглянув на нее под совершенно новым углом. Впрочем, о том, что «Скотт Пилигрим жмет на газ» не будет ремейком оригинального фильма, стало известно лишь постфактум: на этапе трейлеров анимационный сериал продвигали именно как наследие Райта. Боссам Netflix удалось вернуть в шоу даже весь прежний актерский состав в лице Мэри Элизабет Уинстед, Майкла Серы, Криса Эванса, Кирана Калкина, Бри Ларсон и многих других. Руку к созданию «Скотт Пилигрим жмет на газ» приложил и автор комикса Брайан Ли О’Мэлли, сам же Райт указан в списке исполнительных продюсеров.
Главный сюрприз фанатов ожидает уже в первой серии — действие, которое в начале буквально покадрово имитирует «Скотт Пилигрим против всех», внезапно сворачивает не туда, избавляясь от главного героя во время схватки с индийским бывшим Мэттью Пателом (Сатья Баба). При этом антагониста фильма Гидеона Гордона Грэйвза тоже ждет не самая счастливая судьба — его смещают с трона самого злобного бывшего, забирают все деньги и отправляют обратно в Торонто. Со второго эпизода «Скотт Пилигрим жмет на газ» превращается в абсолютно самостоятельную, альтернативную историю, не связанную ни с адаптацией Райта, ни с графическим романом О’Мэлли. В центре сюжета оказывается сама Рамона Флауэрс — по всей видимости, сценаристы прислушались к зрителям, которые в свое время критиковали персонажа Уинстед за шаблонность и даже отсутствие индивидуальности. В оригинальной картине Рамона исполняла функцию так называемой manic pixie dream girl — маниакальной девушки-мечты, побуждающей влюбленного в нее главного героя к преодолению многочисленных жизненных препятствий и в конечном итоге — к личностной трансформации. Сама же Флауэрс была своего рода «девушкой в беде», смиренно ожидающей спасения.
В эпоху четвертой волны феминизма переосмысление Рамоны кажется взвешенным и логичным шагом авторов, которые, по всей видимости, действительно учли критику прошлого и сделали работу над ошибками. Однако одной Рамоной Флауэрс изменения не ограничиваются — на первый план аниме-сериала «Скотт Пилигрим жмет на газ» выходят персонажи, которых раньше безосновательно лишали голоса: Малыш Нил (Джонни Симмонс), Джули Пауэрс (Обри Плаза), Рокси Рихтер (Мэй Уитман), Мэттью Пател. Но новый «Скотт Пилигрим» ничуть не теряет старого постмодернистского вайба: сценаристы Бен Дэвид Грабински и Брайан Ли О’Мэлли активно отсылают к трендам современной поп-культуры, заимствуя сюжетные тропы из тру-крайма и научной фантастики, попеременно превращая сериал в мюзикл, классическое аниме и даже пародию на «Рика и Морти».
Небрежная рисовка сериала — вероятно, единственное, что роднит его с серией одноименных комиксов О’Мэлли: над анимацией «Скотт Пилигрим жмет на газ» работала японская студия Science SARU, приверженцы стиля Масааки Юасы («На твоей волне», «Ину-о: Рождение легенды»), известного своим специфическим подходом к графике. В то время как большая часть японских художников стремится к улучшению качества картинки и уменьшению сакуги (ключевой анимации), Юаса и его ученики упрощают визуальную форму, делая основной акцент на динамике и самом сакуги. Такое решение вполне могло отпугнуть от шоу всех любителей классического аниме, которые, впрочем, и так не входили в его целевую аудиторию.
По большому счету, О’Мэлли и компания сняли идеальную компромиссную адаптацию «Скотта Пилигрима», в равной степени преданную оригиналу и текущему цайтгайсту. В сериале нашлось место и для душещипательных ностальгических моментов, и для важных нововведений, и даже для шуток, которые будут понятны лишь зрителям нового времени. Относиться серьезно к инклюзивной политике мультфильма при любом раскладе не получится — в моменты максимально спорных, конъюнктурных решений «Скотт Пилигрим жмет на газ» прячется за удобной маской самоиронии, приглашая зрителя стать частью разыгрываемого представления.
Текст: Оля Смолина
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.