Найти в Дзене
МИГ ТВ

Когда самый ожидаемый ребенок - не грудничок, а 14-летняя девочка

Ноябрянка Вероника Борисоглебская уверена, что материнская любовь, забота и внимание способны на многое. Нашему корреспонденту она рассказала свою историю. Осень – мое любимое время года. Многие важные события в моей жизни происходят, а может, даже случаются именно в этот период. Так, осенью 2019 года в свои неполные 47 лет мне посчастливилось в пятый раз стать мамой. Это был самый ожидаемый ребенок. Только на этот раз это был не грудничок, а четырнадцатилетний подросток, девочка. Принятие в семью пятого ребенка – почетно. А вот ребенку решиться в четвертый раз обрести семью после трех предательств – подвиг! Для этой девочки я была четвертая мама. Жизнелюбию моей Юляшки и непреодолимому желанию оказаться в настоящей семье (так она называет кровные семьи) можно только позавидовать. Если бы мне представилась возможность написать книгу о моей дочери, назвала бы ее «Рожденная жить в настоящей семье!». Представляла ли я в деталях, как мы будем вместе преодолевать временные трудности адаптац

Ноябрянка Вероника Борисоглебская уверена, что материнская любовь, забота и внимание способны на многое. Нашему корреспонденту она рассказала свою историю.

Огромная ответственность – взять на воспитание взрослого ребенка. Ведь главное – завоевать его сердце, стать другом, предать опыт. Фото Дмитрия Агатия
Огромная ответственность – взять на воспитание взрослого ребенка. Ведь главное – завоевать его сердце, стать другом, предать опыт. Фото Дмитрия Агатия

Осень – мое любимое время года. Многие важные события в моей жизни происходят, а может, даже случаются именно в этот период. Так, осенью 2019 года в свои неполные 47 лет мне посчастливилось в пятый раз стать мамой. Это был самый ожидаемый ребенок. Только на этот раз это был не грудничок, а четырнадцатилетний подросток, девочка.

Принятие в семью пятого ребенка – почетно. А вот ребенку решиться в четвертый раз обрести семью после трех предательств – подвиг! Для этой девочки я была четвертая мама. Жизнелюбию моей Юляшки и непреодолимому желанию оказаться в настоящей семье (так она называет кровные семьи) можно только позавидовать. Если бы мне представилась возможность написать книгу о моей дочери, назвала бы ее «Рожденная жить в настоящей семье!».

Представляла ли я в деталях, как мы будем вместе преодолевать временные трудности адаптации? Был ли у меня план? Нет. Чувствовала только одно, что должна настолько окутать мою дочь материнской безусловной любовью, заботой, вниманием, семейным уютом, чтобы этого тепла хватило растопить все ее обиды, страхи, сомнения, злость, ненависть, недоверие...

Когда встречаются два человека, у них должно появиться что-то общее, что в последующем будет их объединять, и это «что-то» надо было наработать. Для этого, например, с самого первого дня совместного проживания мы вместе собирались за семейным столом, ходили за покупками, готовили кушать, убирали в квартире и много-много общались. В первый наш совместный поход по городу я интуитивно взяла дочь под ручку и больше, что называется, не отпускала, демонстрируя на языке жестов, что ты моя, а я твоя.

Объединяющим, сближающим для нас обеих стали совместные просмотры мультфильмов, художественных фильмов, в том числе короткометражных, где были интересные сюжетные линии, непохожие друг на друга герои с разными жизненными ситуациями. Это давало возможность спорить, дискутировать. Бурные обсуждения пришли не сразу. Причем у дочери был и остается свой нестандартный, по моим понятиям, взгляд, мнение на оценку поведения героя или почему, например, фильм имеет именно такое название. Юляша до сих пор ведет список просмотренных фильмов и мультфильмов, где заметно просматривается усложнение сценария и замысла режиссера. Наивысшим достижением для меня стал момент, когда дочь начала сама предлагать к просмотру варианты кинокартин.

Мы пробовали с ней совместное чтение книг, но именно совместный просмотр фильмов доставляет нам большую радость. Вначале все время говорила я. Мне хотелось, чтобы через слова, тембр голоса дочь понимала мое отношение к ней, какие у нас ближайшие и долгосрочные планы, чем займемся, кто придет в гости, кто звонил и по какому вопросу, куда и когда мы поедем в отпуск. Тем самым я создавала атмосферу предсказуемости и открытости. Революций не было, все было постепенно: новые школьные принадлежности, обувь, одежда. Я училась слушать и слышать своего ребенка, понимать молчание, нежелание что-либо делать. Со временем мой монолог сменился на совместный диалог, чему я была несказанно рада.

В учебу дочери я погрузилась не сразу, но мне было приятно, что Юляша со временем дала мне возможность помогать ей качественного готовиться к ОГЭ. К слову сказать, у дочери большой интеллектуальный потенциал, я это видела и поэтому делала акцент на системных знаниях.

Начиная с первого дня все, что касается интересов жизни дочери, я обсуждала и обсуждаю с ней. Например, понимала, что мне необходимо было познакомиться с ее школьными учителями. Во-первых, надо было обозначить, что она домашний ребенок. Во-вторых, что у нее есть мама, которая заинтересована в ментальном здоровье и успеваемости своего ребенка. Обсуждая с классным руководителем и преподавателями вопросы освоения школьной программы, я преследовала еще одну цель: просила обратить на моего ребенка внимание, изменить к ней отношение, стать более человечными. С некоторыми учителями приходилось встречаться не один раз, и все это с одобрения Юли. Она спрашивала, для чего иду, что планирую сказать, а потом интересовалась итогами встреч.

Далеко не с первого дня нашего знакомства дочь научилась доверять мне, говорить о своих «хочу» и «не могу». Разговоры по типу «давай обсудим» не клеились. Я пробовала оставлять тетрадь для диалога на ее столе. В ней, например, писала, что меня волнует, что чувствую, и в конце письменного монолога задавала дочери вопросы. Такая форма общения не прижилась. А вот когда Юляша стала писать мне о своих сомнениях, страхах, решениях в СМС, я с удовольствием откликнулась и поддержала такое общение. Теперь мы общаемся на равных, как два родных человека! И это письмо написано, безусловно, с согласия дочери.

Вовлечение в многодетную семью, где трое старших дочерей уже жили и учились отдельно и только младший сын еще проживал совместно, тем не менее проходило при активном участии брата и сестер. Члены семьи приняли Юляшу с любовью и заботой о ней, она для них стала сестренкой, а для дедушки и бабушки - девятой внучкой. Каждый делал все возможное, чтобы Юле было легче адаптироваться в большой и шумной семье.

Например, зная, что Юля очень любит животных, особенно собак, дедушка и бабушка поддержали мое предложение взять к нашему первому приезду к ним в отпуск щенка, чтобы внучке было легче знакомиться и привыкать к новым родственникам, обстановке. Причем щенка через социальные сети Юля выбирала себе сама.

Когда дочери было совсем невмоготу от сомнений, противоречий, которые ее разрывали, от всего нового, что происходило в ее жизни и что надо было осваивать, к чему привыкать, я разрешала ей капризничать, показывать характер и всегда говорила, что понимаю ее, люблю и принимаю такой, какая она есть.

У Юляши два дня рождения: один по факту рождения, а другой мы отмечаем в день, когда мы с ней впервые встретились и договорились, что она придет к нам в гости. Предложение отмечать второй день рождения выдвинула я. Мне показалось логичным, что поскольку я несколько месяцев вынашивала намерение обрести ребенка, готовилась к этому, училась, ждала возможности встречи, и когда этот момент наступил, его можно было прировнять к рождению в семье четырнадцатилетнего ребенка.

Еще я считала очень важным помочь дочери найти сведения о ее кровных родственниках. На текущий момент часть работы уже проделана. Юля владеет информацией о своих родителях, мы были в гостях у ее бабушки и поддерживаем с ней отношения. Кого-то из родных мы еще разыскиваем. На первый день рождения в семье я подарила дочери фотоальбом со снимками совместных семейных фотосессий. В нем уже есть фотографии и кровных Юлиных родственников.

Первое время, кроме любви, заботы, внимания, помощи в получении школьных знаний, мне еще хотелось помочь дочери развить способности к рисованию. Предлагала ей и другие направления для самореализации, но в приоритете стало физическое и ментальное здоровье, получение общего образования, а далее – среднего специального. После окончания девятого класса с хорошим средним баллом по аттестату дочь была зачислена в колледж на престижную специальность. Тема будущей профессии неоднократно обсуждалась нами. К сожалению, выбор, по какой специальности получить образование, не уезжая в другой город, был не очень большим. Возможно, в будущем дочь выберет другое направление для работы. А сейчас она успешно осваивает учебную программу, обучаясь в колледже.

Есть в нашей с дочерью жизни удивительная страничка – период, когда в нашей квартире появилась собака. Такого я даже представить себе не могла, но это была не просто собака, это своеобразная таблетка с терапевтическим эффектом. Надо сказать, что собака – самая заветная, самая сокровенная мечта Юли. Четвероногий друг еще больше сплотил нас, помогает заводить новые знакомства среди единомышленников. Через собаку дочь учится заботиться, проявлять внимание, делать что-то через не хочу. Важно отметить, что по ранее достигнутой договоренности содержание животного, в том числе финансовое, дочь полностью взяла на себя. Мне позволительно только участвовать в совместных прогулках, иногда выгуливать, если у дочери много занятий, и баловать подарочками. Через собаку Юляша проявила интерес к ведению своего бюджета. У дочери есть тетрадь, в которой она ежемесячно планирует доходы, расходы, а затем анализирует их.

В начале нашего совместного пути я понимала, что до восемнадцатилетия дочери – периода, когда она уже может начать жить самостоятельно, всего три с половиной года, и мне надо успеть дать все, что пригодиться ей во взрослой жизни: научить принимать решения и нести за них ответственность.

Вероника Борисоглебская