Так действительно бывает? Да, бывает, в ТГУ и в «Н.А.У.К.Е»! Самое интересное, что это не просто аббревиатура из пяти букв, а нечто большее — Национальная Ассоциация Университетского Киберспорта. Поговорим в сегодняшней статье об этом подробнее.
Киберспорт и Университет
Н.А.У.К.А — это совместный проект ТГУ и Университетского Консорциума исследователей больших данных. Какая взаимосвязь между киберспортом и наукой в университете? На первый взгляд, компьютерные игры и обучение в университете — противоположные явления, ведь учёба воспринимается как изучение нового материала, проведение исследований и работа в лабораториях, а компьютерные игры — как развлечение. Но если обратиться к статистике, то более 15 млн человек в России увлекаются компьютерными играми и превращают хобби в спортивные турниры, добиваясь высоких результатов. Это популярный вид досуга для молодёжи. Поэтому главная задача университета и Ассоциации «Н.А.У.К.А» — сделать компьютерную игру познавательной, а киберспорт использовать в качестве новых технологий в образовании.
Традиционно игры для людей — это интерес пострелять в виртуальном мире, но эти традиционные факторы можно задействовать по-другому. Мы собрали университеты и договорились, что будем совместно создавать такую инфраструктуру. У нас есть федеральный партнер — сеть киберарен Colizeum. — поделился своим мнением о проекте ректор ТГУ Эдуард Владимирович Галажинский.
О важности Ассоциации «Н.А.У.К.А» в жизни студентов Томского Императорского говорит и Михаил Мягков, председатель Университетского Консорциума исследователей больших данных:
На сегодняшний день Россия занимает третье место в мире по числу людей, которые следят за киберспортивными турнирами, – это 20 миллионов человек, больше, чем число болельщиков, которые смотрят футбол. Поэтому наш проект может стать прекрасным инструментом для развития университетской среды и привлечения выпускников к университетской жизни, не говоря уже о позитивном влиянии на развитие самих студентов.
Что же из себя представляет «Н.А.У.К.А»?
Идея о создании Ассоциации возникла осенью 2021 года. Тогда было определено создать сеть киберклассов в университетах страны для развития киберспорта в высших учебных заведениях, а также использовать данные площадки для проведения исследований и разработки образовательных программ. В ТГУ первый киберкласс был открыт в 2022 году в Научной библиотеки. Помещение было подготовлено в соответствии с задачей: сочетание академической среды с киберспортом, наличие современной игровой техники. Сейчас Ассоциация «Н.А.У.К.А» — это не просто сеть киберклассов на базе вуза, а Университетская лига для киберспортивных студенческих команд, инструмент для проведения исследования о том, как применять киберспорт в образовании. О том, почему Ассоциация «Н.А.У.К.А» важна для современного студента, рассказал генеральный директор Ассоциации «Университетский консорциум исследователей больших данных» Вячеслав Гойко:
Я в свое время тоже очень много играл и, если бы я знал, то я бы маме говорил, что это на самом деле развитие когнитивных способностей, стрессоустойчивости, работы в команде и еще многое другое. Радует, что университеты, будучи достаточно консервативной средой, на удивление быстро меняют свое отношение к киберспорту. Наш проект «Н.А.У.К.А» прямое тому доказательство.
Погружение в киберспорт через турниры
В рамках проекта «Н.А.У.К.А» постоянно проводятся международные турниры по дисциплинам виртуального мира: Dota 2, CS:GO. Киберспортивные состязания не прошли мимо главного для ТГУ праздника в 2023 году — 145-летнего юбилея. В честь него абитуриенты могли попробовать себя в Международном турнире в дисциплинах Dota 2 и CS:GO «Кубок Томского Императорского». Победители соревнования получили не только высокую оценку своих способностей, но и дополнительные баллы при поступлении и ценные призы.
Илья Демешкин, директор Ассоциации «Н.А.У.К.А», рассказал о предстоящих проектах и турнирах:
Сегодня Национальная Ассоциация проводит большое количество мероприятий: как соревновательных, так и научно-прикладных. На данный момент будет анонсирован новый сезон Университетской лиги, где студенческие команды вновь сразятся за титул чемпиона. Также мы не останавливаемся на достигнутом и приглашаем не только студентов, но и выпускников принять участие в наших проектах, например, в турнире между студентами и выпускниками ТГУ.
Киберспортивные исследования
Киберспорт в ТГУ — это не только про соревновательный интерес, но и про исследовательский. Так, Университет и лаборатория «Нейротренд» открыли Центр нейронаук, который занимается исследованиями и разработками в области образования и реализации талантов, созданием образовательных программ и курсов online learning, компьютерных интерфейсов и арт-выставок. Помимо этого, сотрудники центра изучают актуальные вопросы современности: «Как игры влияют на человека, на его мозговую деятельность и на его способности?», «Развивают ли на самом деле игры реакцию, улучшают ли они зрение и внимательность или всё же делают людей агрессивными?».
Хотите узнать больше о киберспорте в ТГУ? Не пропустить главные события в мире компьютерных игр? Присоединяйтесь к «Н.А.У.К.Е»!