Василий Семёнович Лановой — известный советский и российский актёр театра и кино, талантливый театральный педагог, общественный деятель. Народный артист РСФСР (1978) и СССР (1985). Герой Труда Российской Федерации (2019). Почётный гражданин г. Москвы (2020). Человек, который беззаветно любил Родину, настоящий патриот. Самоотверженный комсомолец Павка Корчагин, отважный офицер Иван Варавва, романтичный капитан Грей — неполный список ярких ролей актёра.
Мастерство вахтанговской школы присуще всем работам актера: на сцене, на экране или у микрофона. На традиционный вопрос «Что ближе, дороже – кино или театр?» Лановой обычно отвечал:
«Я артист театра, снимающийся в кино. Любовью к кино я заражен с детства. И, похоже, на всю жизнь. Это, как первая любовь. А театр – мой родной дом, без которого я не представляю своего существования».
В актере с юности жила переполняющая жажда счастья, праздника, способность радоваться и восхищаться, несмотря на то, что в детстве он пережил огромное испытание – Великую Отечественную войну.
«Войну я встретил семилетним мальчишкой. Случилось это на Украине, куда я был отправлен к родителям отца с двумя сестрами за несколько дней до начало войны. На станцию Абамелково, что в трех-четырех километрах от деревни Стрымба Одесской области, мы приехали рано утром 23 июня. … Встречал нас дедушка. И едва мы сошли с поезда, он первым нам сказал, что началась война. Я, естественно, не очень представлял, что это такое, но по общей тревоге, волнению понял, что произошло что-то непоправимое. <…> В Москву мои родители приехали в 1931 году. Здесь родилась старшая сестра, а в 1931 появился я. <…> И вот мы на родине родителей на Украине. Двигалась лавина немцев через село около двух недель, и казалось, конца не будет. А когда прошли, один отряд остановился в деревне. Некоторые немцы даже угощали нас, малышей, шоколадом, показывали фотографии своих детей и умиленно плакали. А один немец, который у нас остановился в доме, подарил мне свой ремень. Я надел его и пошел гулять…
Случилось это на току… Подъехал немец, увидел меня и кричит: «Ком хер, Ком хер!» Я подошел. Тогда он показал, чтобы я отдал ему ремень А я говорю: «Не дам, мой ремень» … Тогда этот детина снял автомат и при всех, над самой головой дал очередь, описав дугу. До сих пор слышу свист пуль у самого уха. Бабушка моя сразу упала в обморок, а дед застыл в оцепенении. После этого я молча снял ремень и протянул его немцу. Внешне все это я перенес спокойно, но долго еще и после войны, занимаясь уже в самодеятельности, продолжал заикаться и с большим трудом избавился от этого недуга».
В книге «Летят за днями дни» Лановой пишет:
«Я благодарен судьбе за то, что на протяжении всей творческой жизни – встречаюсь с настоящей литературой, а нередко и с самыми высокими ее образцами: не знаю актера, который бы не мечтал играть в классическом репертуаре. Ведь это счастливый шанс выразить свое понимание вечных категорий: добра и зла, справедливости и чести, высоких помыслов и тщеславия. Обращение к ней [литературе] – это всегда праздник, хождение на Монблан и в то же время Голгофа, высший экзамен на зрелость – профессиональную, человеческую, на нашу способность мыслить категориями вечности, видеть в прошлом настоящее и будущее, прорываться через временные заслоны».
Роман Николая Островского «Как закалялась сталь» вошел в жизнь Василия Ланового, когда ему было семь лет. В оккупированном фашистами селе учитель читал мальчишкам роман на украинском языке. Сами ребятишки еще не умели читать. Учитель приносил книгу тайком, под рубахой. Позже учитель ушел в подполье, а затем в партизаны.
Обстоятельства, при которых происходили чтения, заставляли сравнивать и ощущать свою сопричастность к происходящему в романе. Каждый из мальчишек чувствовал себя немножко главным героем – Павкой Корчагиным.
В романе отражены события эпохи гражданской войны, германской оккупации Харькова и интервенции Антанты, советско-польской войны, дискуссия среди молодёжи о НЭПе, «левая оппозиция», Ленинский призыв в партию и комсомол, участие комсомола в «рабочей оппозиции», троцкизм, восстановление народного хозяйства и социалистическое строительство в первые годы советской власти.
Фильм «Павел Корчагин» (1956) стал воплощением детской и юношеской мечты Василия Ланового воссоздать на экране его образ, смысл его существования, борьбу за будущее человека.
Да, Павка Корчагин Ланового был подчеркнуто положительный, безупречный, безоглядно верный идеалам, тому, что он считал своим долгом. Даже лицо актера в фильме как будто выточено из камня: мужественно, сурово, как дань тому боевому, яростному и самозабвенному времени, из которого он пришел на экран.
Актер во время съемок фильма испытывал сильное физическое перенапряжение:
«Время съемок фильма совпало у меня с очень напряженными днями занятий в училище, с репетициями «Горе от ума», где мне была поручена роль Чацкого. С девяти до двенадцати часов дня были ежедневные репетиции спектакля. К тринадцати часам я должен был успеть в аэропорт Внуково, чтобы лететь в Киев, где проходили съемки фильма. В 16:00 приезжал на съемочную площадку, и работа продолжалась до двенадцати часов ночи. Затем из Киева летел снова в Москву. Жили мы тогда, как считалось в то время, очень далеко от центра, поэтому, не заезжая домой, я добирался до училища. Это было уже около пяти часов утра. Меня пускали в гимнастический зал, я падал как убитый на маты, спал два-три часа, а уже в девять часов на репетициях произносил монолог Чацкого:
«Чуть свет-уж на ногах! И я у ваших ног...
Удивлены?.. А между тем...
Я в сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше семисот пронесся...!
Как это было похоже на правду, на обстоятельства моей жизни. И такой жизни у меня было около трех месяцев. Сам удивляюсь, как все это, как хватило сил».
В творческой молодости Василий Лановой для многих зрителей сливался со своими романтическими героями. Но и в ролях героико-романтического плана нельзя сыграть героя убедительно, если актер не личность, если у него отсутствует собственная гражданская позиция. Актеру должны быть присущи такие человеческие качества, как духовность, искренность. Поэтому не случайно Ланового пригласили сниматься в фильме «Алые паруса» (1961) по роману А. Грина. Роль Грея была одной из любимых ролей Ланового.
Василий Семенович вспоминает:
«Если ты жаждешь чуда – сделай его», – говорит капитан. Стремление творить чудо – философия сильных, духовно богатых людей. Романтика может быть несбыточной мечтой. Но есть и романтика Подвига, романтика Добра. Человек может и должен делать это. И это прекрасно. Причем романтика свойственна не одной лишь юности. Это свойство человеческой души, юный ее склад. Это как слух, как голос, как ощущение света. Она тоже дар природы. Можно, вероятно, жить без нее, но тогда жизнь становится значительно беднее. Мне всегда радостно смотреть на людей, душа которых не разъедена практицизмом, рационализмом. Это мне очень дорого в Корчагине. Вглядываясь в него, понимаешь, что романтизм – это свойство лишь незаурядных личностей, и что «безумство храбрых» существует по самому высокому счету и проявляется оно не в каком-то фантастическом мире, а в реальной жизни».
Герои Грина живут в трудной реальности. Но и капитан Грей, и Ассоль верят в мечту, сказку. И капитан Грей, способный сделать эту мечту реальностью, запомнился нескольким поколениям не только яркой красотой, возвышенностью поступков, но и состоянием души, мироощущением.
Василий Семенович любил роли Павки Корчагина и капитана Грея. Он считал драматургию этих произведений классикой. В целом его вклад в отечественный кинематограф огромен, за 60-летнюю кинокарьеру он снялся в 79 художественных фильмах, многие из которых стали шедеврами.
25 июня 2015 года во время гастролей Московского театра им. Вахтангова в Красноярске, в Доме кино прошла встреча актера В. Ланового со зрителями.
На этой встрече я в очередной раз была восхищена большим, ярким талантом артиста, высокой самоотдачей, необыкновенным умением увлекать зрителя своим творчеством. Он с удовольствием читал стихи А. Пушкина, А. Твардовского, В. Маяковского, рассказывал о своей работе педагога. Он умел ценить жизнь, радовался ей, работал для людей, для страны. Поэтому все его творчество было и будет интересно. Оно будет жить вечно.
Татьяна Фирсова, библиотекарь отдела городской абонемент