Найти тему

Системно о природе идеи! Во-первых, почему пифагорейцы любили счёт?

Дорогой заинтересованный искатель знаний, почему о природе идеи? Идея, код, информация, вибрация, смысл, значение. Знаки и символы. Сигналы и факты. Обо всём этом и не только мы будем беседовать в течение определённого познавательного цикла. Зачем? Чтобы нарисовать информационную картину мира? В том числе, если заниматься исследованием жизненной реальности. И в данной связи перед человечеством встают вопросы о цели существования, смысле жизни. Но на основании познания реальности у человека формируется мировоззрение, которое даёт возможность видеть, а потом и понимать идеи. Между тем, освоение информационной картины мира способствует становлению на базе мировоззрения также мировосприятия. А главное в нашем мероприятии - постигнуть природу идеи. Конечно, здесь предполагается большой цикл последовательного погружения в детали с по-философски выверенным подходом и научной системностью.
Дорогой заинтересованный искатель знаний, почему о природе идеи? Идея, код, информация, вибрация, смысл, значение. Знаки и символы. Сигналы и факты.

Да, реальность мы познаём системно, ибо реальность и есть система. Между тем, для чего существует информация? Скажем так, управление - процесс информационный! Друзья, всё в мире управляемо, не случайно произошло появление той же кибернетики. «Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество». Совсем неважно, о каких системах идёт речь, но процессы управления на основе передачи информации присутствуют в системах. Между прочим, космос - тоже система.

И дальше, что произойдёт, если мы добавим к системе слово «информационная»? Оказывается, «добавление к понятию система слова информационная отражает цель её создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решения задач из любой области. Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели».[1] Космос - информационная система? Если да, то космос создан с определённой целью управления!

И вот смотрите, у многих на слуху известное изречение Платона: «Идеи управляют миром». И что под этим понимается? Не кажется ли вам, что здесь говорится об информационном аспекте управления? Кроме того, что такое управление? Само слово «управление» подразумевает волю в правлении. «Управление – процесс воздействия субъекта управления на объект управления для обеспечения его эффективного функционирования и развития. Управление – процесс планирования, организации, координации, анализа, контроля и принятия управленческих решений, необходимых для достижения целей организации».[2] Между прочим, космос - совершенная организация! В то же время, обратим внимание, управление происходит как целенаправленное воздействие на систему, связанное с изменением системы в согласии с имеющейся целью.

Как будем воздействовать на систему? Может быть, с помощью идей? Вопросы серьёзные, отвечать на них придётся постепенно, и следует принять, похоже сама эволюция протекает в соответствии с идеями, так как идеи являются причинами всех изменений в природе. Теоретически кибернетика есть теория управления, но стоит призадуматься, что как таковое слово «кибернетика» пошло от Платона. Такая вот философия. С другой стороны, теоретиками управления были (кроме Платона): Конфуций, Лао-Цзы, Сократ, Аристотель. Интересно?

Теперь, а что Пифагор? В истории философии он известен как создатель школы знаний. Чему там учили? По большому счёту, это была закрытая организация научно-философского толка, где преподавалось тайное учение. С другой стороны, с именем Пифагора связывают значительные научные успехи пифагорейцев, например, в области математики. А когда появилась математика, по мнению учёных? В наукоёмком плане построение математики, как самостоятельной науки, началось в Древней Греции. Причём, существенное преобразование математики приписывают пифагорейцам.

Математика? Математическая кибернетика - наука об управлении, связи и переработке информации. Теория систем - математический эквивалент кибернетики. В общем, определённая математическая логика в науке управления есть. Математический язык - это язык кибернетики. Правда, ни логика, ни математика не смогут найти никаких идей. Дело в том, что все открытия происходят в сознании и эти открытия называются идеями. Ничего себе! Тогда что есть идеи? Неужели философия нам что-то откроет? Сложно сказать, если учитывать, что философы склоны к откровенным выдумкам, часто свои «открытия» выдают за идеи. Проблема в том, что, как логика, так и математика, есть методы обработки идей. Обнаружение идей происходит другим способом. Поэтому мы и стараемся совершенствоваться в познании.

Тем не менее, математика нам показывает, как знания превращаются в символы. Это весьма полезно для нашей цели. Кстати, Пифагор, как известно, был великим математиком, так сказать, по совместительству. Ладно, в древности все знания строго оберегались, передавались они избранным ученикам в соответствующих школах. То есть знания в таких заведениях принимали форму символов. Ну и Пифагор тут хорошо поработал, между прочим. Между тем, кто-то не мог правильно интерпретировать символы, искажал их, что создало условия для зарождения разнообразных мифов. Да, и некоторые символы заключали в себе знания, которые не были доступны для интерпретации учениками, плохо подготовленными для этого. Кто свободно понимает сегодня, например, высшую математику?

Хорошо, раз уж заговорили о Пифагоре, укажем, что им в своё время была создана школа тайных знаний, которую мы знаем из философии как пифагорейский союз. Можно просто говорить о пифагорейцах, общим для которых было учение о числах. Таким образом, у пифагорейцев число принималось за первооснову мира. Как так? «Пифагорейцы исходили не из материальных элементов, а из структур, форм: математических соотношений».[3] Однако пифагорейцы (по имеющемуся распространённому мнению) стремились раскрыть материальную природу вещей с помощью математики. А математические структуры и отношения, которые лежали в основе всех вещей, для них были якобы субстанцией. Дело в том, что как бы число приравнивалось к субстанции, то есть первооснове мира. Число = субстанция.

Ага, что такое число? Прежде всего, число - основное понятие математики, и числа используются для количественной характеристики объектов, причём символично число обозначается цифрой. Субстанция - это объект? Если оно так, то число олицетворяет, как бы сейчас сказали, - сингулярность (Ссылка). Всё-таки, что такое число по-пифагорейски? «Число имеет вещественный и субстанциональный характер, оно обозримо, пространственно, телесно и в то же время сохраняет все свойства умопостигаемых принципов. Числа пифагорейской традиции – это и математические величины, и физические тела, и живые существа. Каждое число – это суть субстанция нашего реального мира. Каждое число что-то вносит в мир: монада (единица) вносит порядок, определённость, диада (двоица) – неопределённость, раздвоение».[4] Понятие монады у пифагорейцев также соответствовало чему-то неделимому. Фундаментально, число - монада, и речь идёт, по всей видимости, о структуре мироздания!

Вполне себе можно считать, что не зря пифагорейцы любили счёт. На языке математических символов они говорили о мироздании. Кажется, ещё тогда в древние времена атомная теория построения космоса имела быть место. И насколько несведущи были некоторые философы? Даже простейших микроскопов не существовало, чтобы детально разбирать микромир. Итак, раз, и мы сделали первый шаг в исследовании природы идеи.

[1] Теоретические основы и методы исследования информационных процессов и систем [Текст] : учебное пособие / Л. А. Лисицин, А. И. Катыхин, Ю. А. Халин ; Минобрнауки России, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования , "Юго-Западный государственный университет" (ЮЗГУ). - Курск : ЮЗГУ, 2017. С. 16

[2] Теория управления: учебное пособие / О.В. Симагина, В.М. Матюнин, СИУ - филиал РАНХиГС - Новосибирск : изд-во СибАГС, 2014. С. 10

[3] История философии: Учеб. пособие для стул. высш. учеб, заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. — М.: Гуманит. изд. центр НПАДОС, 2001. С. 42

[4] Кохановский В.П. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 68