Найти тему
Арча Хәбәрләре

Гульфия Магсумова и Танзиля Валиева из деревни Ташкичу Арского района десять дней пробыли в зоне проведения специальной военной операции.

Фото из личного архива Т. Валиевой
Фото из личного архива Т. Валиевой

«Когда вернетесь, обязательно встретимся», – проводили мы их с пожеланиями благополучного возвращения. «Что-то вы задержались», – позвонила я им через несколько дней. Они сказали, что уже в пути домой. «Мы заехали в Дрожжановский район», – сказала Танзиля ханум. Уже на следующий день они были в редакции. Мы долго общались. Танзиля и Гульфия во время беседы сильно волновались. Время от времени вытирали слезы, катившиеся по лицу. Вместе с ними плакала и я. Разве можно остаться спокойным, когда речь идет о наших ребятах, которые находятся на поле боя.

– Как вы решились на такой поступок? Ведь ездили вплоть до передовой, – спросила я у них.

О Гульфие Магсумовой и Танзиле Валиевой мы уже писали. Именно они несколько раз прочитали Коран с пожеланиями скорейшего возвращения ребят, вместе с пожилыми деревни посвятили его, организовали сбор гуманитарной помощи, поддерживали связь с семьями мобилизованных солдат. И вот решились на этот отважный шаг.

– Мы собирали гуманитарную помощь. Собранные вещи отвозили и в Новый Кинер, и в Арск. В Казани есть волонтерская организация «Ценим жизнь». И туда ездили. На обратной дороге мы подумали: «Доходят ли наши вещи до солдат? А что, если самим съездить туда и убедиться?» Ведь люди доверяют нам, и на нас лежит большая ответственность. Мы поделились своим мнением с руководителем этой организации Ильнаром Зиннатуллиным. Он сначала удивился, а потом посадил нас напротив и спросил: «Вы действительно хотите поехать? Не страшно?» Поняв, что мы твердо решили поехать в зону СВО, сказал: «Ладно, подумаем и свяжемся с вами, ждите». Нам не пришлось долго ждать. Нас пригласили, обучили (например, где и что должно лежать в аптечке. Чтобы быстро найти необходимый препарат, сам собираешь аптечку. Научили вести себя в разных ситуациях). Сшили бронежилеты по нашим размерам, купили каски. А мы в деревне организовали благотворительный концерт. На вырученные деньги купили нижнее белье для солдат, носки и другие вещи. К сбору гуманитарной помощи присоединились и коллеги из близлежащих деревень. Побывали и в семьях ребят, проходящих службу в зоне проведения специальной военной операции. Потом выехали в путь. Нас было семь человек. С нами был и Ильнар Зиннатуллин. Мы ездили на легковом автомобиле, был еще один бронированный автомобиль с гуманитарным грузом. В пути были два с половиной дня. Когда рядом надежные люди, опасности не чувствуешь. Они не были против того, что мы читали намаз. Наши молитвы и помогли нам в пути. Аллах дал все, что мы просили. И на границе не задержались. Там нас остановил парень. «Вы из Татарстана? Вы татары? Доброго пути вам», – пожелал он нам. Каждый солдат из наших краев встречал нас с радостью.

– Встретились с ребятами из нашего района?

– Нет. Мы встретились с ребятами из Зеленодольского, Альметьевского, Дрожжановского, Высокогорского районов. Ездили в госпиталь в город Светлодар. Это первый прифронтовой госпиталь. По прямой до передовой остается всего несколько километров. Но там везде болота, поэтому ездят по объездной. Получается 15 километров. Днем нельзя останавливаться. Дроны сразу замечают. С божьей помощью нам ни разу не пришлось останавливаться на поле. Благополучно доехали. В городе нет ни света, ни воды, ни отопления. Темнота. Ночью кажется, что в этих местах жизни вообще нет. Главным врачом в госпитале был уроженец Казани. Нас встретили приветливо, гостеприимно. Даже накрыли стол из того, что было. Сказали, что живут благодаря гуманитарной помощи. Они научились делиться с другими последним. Оказывают первую помощь раненым. Работают с фонариками на лбу. Раненые находятся здесь два дня, потом их отправляют в госпитали, расположенные в других городах. Также оказывают медицинскую помощь раненым пленным украинским солдатам. «Мы врачи», – говорят они. Операции делают в нескольких местах. Непрерывно работают волонтеры. «Вы приехали нам помогать?» – говорили они нам. Раненым раздали нижнее белье, носки, которые привезли с собой. Угостили домашней едой. Рафия Рашатовна из Нового Кинера передала крупы. Из них приготовили кашу.

– Где вы жили?

– Госпиталь охраняют солдаты. Нам также выделили двух солдат. После тщательной проверки нас разместили в квартире. Она была всего в ста метрах. Но нас все равно повели ночью. Десять дней спали в одежде, помыться, переодеться возможности не было. Бронежилеты и каски не снимали. Когда сама проходишь через все это, нетрудно представить состояние солдат. Воды нет. Даже запить лекарство нечем. Об умывании и говорить не приходится. Перед намазом совершали таяммум. Всюду болото. Потом мы отправились в санчасть. Прошли еще глубже. До передовой осталось всего 6–7 километров. Проехали мимо пулеметчиков. Дорога одна. По обе стороны расположены «зубы дракона». На полях выстроились танки, БТРы. Останавливаться невозможно. Когда мы сделали остановку, к нам подъехали на машинах, квадроциклах. Все машины отправлены отсюда. Потом сказали, что началось нападение. Непрерывно взрываются снаряды, пускают ракеты. Мы продолжили путь. Санитарная часть была расположена в одной из деревень. Нас уже ждали. Видимо, их предупредили о нашем приезде. Соорудили даже маленькую сцену. На всякий случай мы брали с собой гармонь. Пригодилась. Несколько раз пели песню «Арча». Солдаты и пели, и плакали вместе с нами.

– Вы были только в одном госпитале?

– Нет, потом мы поехали в Луганск. Были в Артемовске, Макеевке, Лисичанске, Донецке. В Луганске пробыли один день. Там есть вода, свет. Взрывов не слышно. В Донецке пускают ракеты. Попадает в центр. Там мы спустились в подземный ход. Разговаривали на татарском языке. Услышав наш разговор, нас остановил один солдат. «Вы татары?» – спросил он и обнял нас. Он оказался из Высокой Горы. «Доброго пути вам», – пожелал он на прощание. Пообщались с солдатами из Зеленодольска. Они очень обрадовались, что встретили земляков.

– Как вас приняли местные жители?

– В одной из деревень Луганской области мы оставили на время прицеп...

Подробнее: http://arskmedia.ru/news/novosti-rayona/gulfiia-magsumova-i-tanzilia-valieva-iz-taskicu-desiat-dnei-probyli-v-zone-provedeniia-specialnoi-vo