Найти тему
Абзац

Пушкин на макушке: что нам рассказали о поэте в новом сериале

Михаил Дряшин

Кадр из сериала «Цербер»
Кадр из сериала «Цербер»

«Цербера» Владимира Щеголькова посмотрел обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.

Четыре серии прелестного воссоздания русского бытия 1826 года на одной из онлайн-платформ. Петербург, первые месяцы после восстания декабристов.

Время показано без сиропных кренделей, виньеток и бальной мишуры. Меня всегда, кстати, интересовало, как они в жару такие замотанные рассекали. Дамы – в платьях до пят, кавалеры – в мундирах, штатские – в сюртуках и жилетках. А мылись в тазиках и, похоже, не каждый день. Как не потели под слоями сукна и кружавчиков?

Творение режиссёра Щеголькова ясности в означенный вопрос не внесло, но я и не ждал. Зато нарисовано и снято бесподобно, с претензией на воссоздание эпохи. Оператор и художник постарались.

Собраны лучшие актёрские силы, причём многие использованы в свежих амплуа. Кирилл Кяро исполняет оловянного долдона, Тимофей Трибунцев – толстого мерзостного дознавателя. Дмитрий Ульянов сыграл генерала Бенкендорфа.

Сюжет детективный: после усмирения Сенатской площади кто-то начинает убивать доносчиков. Только что организованное Третье отделение идёт по следу. Главнее тут, впрочем, форма, а не содержание. Но и концовка сюжета важна, многое расставляет по местам.

Персонажи переживают свои трагедии, жизнь их ломает. Один только Пушкин, над которым сгущаются подозрения, витает где-то в облаках.

И понимает зритель, что из школьной программы знает он в связи с восстанием декабристов больше всего почему-то именно о Пушкине. Да ведь он в этой истории был на десятом плане, если не на сотом. А нам внушали, что он среди декабристов чуть ли не главный.

Подобным образом сбит фокус – роль литераторов для хода русской истории представляется излишне важной – в голове у писателя Дмитрия Быкова, признанного в России иноагентом. Я недавно посмотрел фрагменты его свежего интервью, где нёс он, как всегда, разную дребедень.

И вот почему, в версии Быкова, распался СССР? А потому что уехали в эмиграцию писатели Аксёнов, Войнович, Гладилин и прочие. Вот так.

Дескать, потеряв свою «творческую элиту», империя и рассыпалась. На неполживой горстке режиссёров и литераторов всё тут держалось.

Смешно. Вспоминается английский стишок в переводе:

«Где ты была сегодня, киска?

У королевы у английской.

Что ты видала при дворе?

Видала мышку на ковре».

Так сбитый фокус иноагента подчеркнул для меня достоинства нового сериала.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.