Есть ли место человечности на войне… Бесконечно сложный вопрос, на который непросто дать однозначный ответ.
Историю «Люди войны» прислала нам студентка 1-го курса экономического факультета Пролетарская Анастасия.
«Эту историю рассказала мне моя старшая сестра, которую, в свою очередь, ей поведала бабушка ее мужа, Екатерина Ивановна. Несмотря на то, что ранние годы бабушки Кати прошли в Великую
Отечественную войну, и она была еще совсем несмышлёным ребенком, запомнила старушка некоторые события достаточно подробно и четко.
Жила она тогда в Ставропольском крае, в станице Воровсколесской, вместе с двумя сестрами и матерью Марией. И, по несчастью судьбы, именно в их доме немцы устроили свой штаб. По вечерам, бывало, они проводили небольшие застолья, за которыми девочки могли наблюдать сверху, лежа на печке.
В один из таких вечеров, когда мужчины в форме на время вышли из избы, оставив недопитый кофе со сладостями, маленькая Катя приметила на столе шоколадку. И, несмотря на все предупреждения сестер и попытки ее остановить, девочка подбежала к столу, отломила значительную часть плитки и уплела ее за обе щеки. Пятилетний, пока ничего не понимающий ребенок - что с него взять? Конечно, следы «преступления» не могли не остаться на лице и руках Кати, но, к сожалению, заметила шалость дочери мать поздно, - немцы уже вернулись в дом.
Сразу обнаружив пропажу, мужчины подозвали девочек. И, увидев Катю, конечно же, на их лицах появилось больше, чем простое недовольство. Что они кричали на своем языке, который не понимал
никто, явно это было что-то нехорошее. Мария, стоя на коленях, молила не трогать детей, была готова сама поплатиться жизнью вместо своей непутевой дочери. Но вдруг один из солдат, видимо самый главный из них (возможно, офицер), начал успокаивать своих сотоварищей и, порыскав во внутренних карманах своего кителя, достал оттуда фотографию, которую показал уже полностью отчаявшейся матери. На ней были изображены маленькие девочки, а точнее, как не сложно было догадаться, его собственные дочери, его дорогая семья. И вдруг, неожиданно для всех, он заплакал. Сразу стало понятно, что наказывать немецкий военный никого не собирался, ведь сам он являлся родителем и, в первую очередь, человеком.
Но это был не единственный случай, когда он помог. Помимо немцев, в станице также находились и румыны - их союзники. И вот однажды, зайдя во двор Катиной семьи, они начали уводить корову. А она была не просто последним оставшимся животным в доме, но и единственным средством для того, чтобы не умереть от голода и поэтому для Марии происходящее перед ней было настоящей катастрофой. Женщина от беспомощности и отчаяния не придумала ничего лучше, как просить помощи у того самого офицера. Найдя его в одном из соседних домов, она кое-как показала корову, «мукая» и подставляя указательные пальцы к голове, изображая рога, ведь как она не могла говорить по-немецки, так и мужчина плохо знал русский. Но, все-таки как-то смекнув, он успел остановить румын, пока те чуть не зарезали животное. Был и случай, когда румыны собирались разобрать ворота семьи на дрова, чтобы согреться, но и тут неравнодушный немец пригрозил им этого не делать. Так что семья Екатерины смогла продержаться всю войну, не умерев с голоду и сохранив свое жилище в сохранности. Так что неудивительно, что вражеский офицер так запомнился Кате и ее сестрам, что они по сей день рассказывают истории про него своим детям и внукам. «Гитлер и Сталин капут - и тогда будет мир во всем мире» - примерно так однажды сказал этот странный немец.
Вообще, бабушка Катя может поведать еще много историй о том времени - например, о том, как с сестрой прятала русского солдата, или о том, как с другом собирались подорвать немецкий склад… Но именно этот рассказ отчего-то всегда вызывает улыбку на ее лице».
Возможно ли оставаться человеком на войне? Возможно. Да, это отчаянно сложно, это безумно больно — но это правильно. Потому что, как бы ни было легко убить кого-то, уничтожить свою душу ещё легче. И пусть хотя бы на самом дне этой души, в скрытых и запертых на ключ уголках сознания, но ты всегда должен помнить, что ты — Человек."