Найти тему
Социальный бизнес

Что такое акселератор и чем он полезен предпринимателю

Оглавление

Вы узнаете, сложно ли попасть в акселератор бесплатно, зачем они нужны и из чего состоят

Правильные акселераторы включают "живые" форматы
Правильные акселераторы включают "живые" форматы

Акселераторы становятся всё более популярны среди предпринимателей. Они направлены на «прокачивание» бизнеса с помощью менторов, бизнес-практиков, тренеров и более опытных коллег. Руководитель акселерационных программ Лаборатории социальных предпринимателей Фонда «Наше будущее» Катя Прохорова рассказывает о пользе и нюансах этого формата.

Екатерина Прохорова профессионально занимается организацией акселераторов для предпринимателей
Екатерина Прохорова профессионально занимается организацией акселераторов для предпринимателей

Сейчас акселераторами стало модно называть практически любое обучение предпринимателей. Но такое обобщение совершенно бессмысленно. Акселератор – это комплексная программа, которая предполагает использование нескольких ресурсов с одной целью: создание условий для роста компании с темпами, существенно опережающими ее естественное развитие.

В то же время термин нужно отличать от бизнес-акселераторов. В понимании зарубежных коллег это либо некое образование внутри университетов, либо частные организации, которые так создают свои инвестиционные портфели. Они формируют воронку проектов, в которые готовы вложиться в обмен на долю в уставном капитале.

Кстати, по данным исследователей Университета Ксавьера в Луизиане, у стартапов, прошедших программы акселерации, примерно на 26% больше шансов выжить в течение первых двух лет и на 23% больше шансов остаться на рынке через пять лет по сравнению с другими новыми компаниями. Результаты наших акселераторов для социальных предпринимателей впечатляют ещё больше: рост оборота участников «Формулы роста» в среднем составил 44%, а программы «Аксель.Соцзаказ» – 38,4%.

Из чего состоят акселераторы

При планировании акселерационных программ мы ориентируемся на 4 основных блока:

  • Обучение (модульное непрерывное, интенсивы): в своих программах уделяем особое внимание автоматизации, оптимизации затрат, актуальным алгоритмам продвижения, управлению персоналом, в том числе распределёнными командами.
  • Трекинг: персональное сопровождение участника – проработка слабых мест и определение дорожной карты развития бизнеса.
  • Наставничество: каждому участнику подбирается персональный наставник. Он делится своим опытом и помогает сформировать новое видение развития бизнеса и пул ключевых стратегических решений.
  • Обмен опытом – мозговые штурмы и онлайн-сессии с социальными предпринимателями из «домашнего» и других регионов для обмена успешными практиками и формирование базы альтернативных решений актуальных вопросов.

Часто акселераторы включают групповые форматы работы
Часто акселераторы включают групповые форматы работы

Как попасть в акселератор

Сегодня многие акселерационные программы можно пройти бесплатно, но чтобы в них попасть, нужно преодолеть отбор. Мы выработали принципы комплектования своих акселерационных программ:

- однородность группы

Предполагает, что в программе принимают участие проекты схожей направленности, стадии развития, однаковыми трудностями и т.п. Именно по этой причине очень распространены акселераторы стартапов – проектов ранних стадий. У них схожий уровень задач и пул таких предприятий существенно больше, энергия и мотивация собственника высока, однако не все стартапы способны стать действующим устойчивым бизнесом.

Организуя акселераторы, мы не ставим целью массовость программ и количество проектов. Делаем ставку на эффект, который будет достигнут устойчивой организацией, прошедшей, на профессиональном жаргоне, "долину смерти". Мы верим, что в этом случае вложенные в развитие компании ресурсы и достигнутый рост будет иметь более долгосрочный эффект. Для нас это важно, поскольку в конечном итоге больше конечных благополучателей будет охвачено.

Отсюда следующий пункт:

- потенциал слушателя

Не все предприятия готовы к росту. Примеры факторов: профиль личности собственника, этап развития предприятия, специфика отрасли и региона.

Мы очень трепетно относимся к составу участников и поэтому доходимость до конца программы не бывает ниже 95%.

Если опуститься на ступень конкретных требований на примере нашего акселератора «Формула роста», то мы сформировали их так:

  • Собственник социального бизнеса (ИП/ООО)
  • Ведет деятельность от 3 лет
  • Бизнес на территории региона реализации программы
  • Оборот предприятия от 5 млн. руб. / год (корректируется от уровня развития социального предпринимательства в территории, среднее – 12 млн. руб./год)
  • Готов к росту
Соответствие параметрам проверяется в ходе мониторинга заявок участников, проведения первичных и глубинных интервью с кандидатами. Обычно на потоке обучаются 20-25 слушателей. Они занимаются не реже 1 раза в неделю и получают сопровождение проекта на 6 месяцев (+мониторинг результатов в дальнейшем, чтобы предприниматели не теряли динамику).

Акселератор "Формула роста" в ХМАО-Югре
Акселератор "Формула роста" в ХМАО-Югре

#акселератор #предпринимательство #социальноепредпринимательство #опыт #прокачатьпроект