Найти тему
MARIA KRANK

Выставка о моде 19 века: от ампира до модерна. Полное погружение в историю костюма

Побывала на выставке "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна", которая проходит сейчас в Москве, на ВДНХ. На трех этажах собрано более 400 подлинных предметов 19 века – платья, нижнее белье, обувь, аксессуары, детские игрушки и гравюры.

Большинство предметов показывается впервые. Главная особенность — коллекция нижнего белья и обуви 19 века. Впечатление у меня осталось очень яркое.

Павильон «Рабочий и Колхозница», ВДНХ
Павильон «Рабочий и Колхозница», ВДНХ

Выставка проходит в павильоне «Рабочий и Колхозница». По словам авторов, экспозиция задумана как «выставка-книга». И действительно, здесь много дополнительной информации о каждом десятилетии века, проиллюстрированной изображениями костюмов, подлинными гравюрами и редкими предметами.

Первый этаж посвящен моде первой половины 19 века.

Начало века, конечно же, ассоциируется со стилем ампир (1795-1820гг.), вошедшим в моду после Великой французской революции. По сравнению с модой 18 века костюм, подражая античным идеалам, становиться, можно сказать, минималистичным. Для мужской моды это время, которое получило название «Великий мужской отказ». И отказ этот проявился именно в костюме. Благодаря английскому дэнди Джорджу Браммеллу в моду входит дендизм.

Джордж Брайан Браммелл по прозвищу «красавчик»
Джордж Брайан Браммелл по прозвищу «красавчик»

На выставке большее внимание уделяется женскому костюму.

Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"
Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"

Несмотря на относительно свободный покрой платья, напоминающий колонну, корсеты все же были.

Ампир характерен для первых десятилетий 19 века. В женской моде сначала это белые полупрозрачные платья с завышенной линией талии и минимальным декором, но затем платья приобретают цвет, а талия постепенно опускается на свое естественное место.

Модные гравюры первых трех десятилетий 19 века
Модные гравюры первых трех десятилетий 19 века

Благодаря развитию промышленности, темпы во всех сферах жизни и культуры убыстряются. Если раньше большие художественные стили в искусстве и моде менялись примерно раз в столетие, то в 19 веке мода трансформируется довольно быстро.

В женской моде это заметно по совершенно разным силуэтам.

Фотографии с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"
Фотографии с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"

Ампир сменяет викторианский романтизм (1837-1870 гг.). Назван стиль в честь королевы Виктории в период ее правления в Великобритании. Причем, сама королева Виктория задавала многие модные тренды.

В женском костюме свободный покрой a la greque сменяется объемной юбкой с воланами и лифом с рукавами в виде пагоды. Талия стягивается лифом, заканчивающимся спереди длинным мысом, придавая фигуре ещё большую стройность.

Модные гравюры 1838, 1841, 1843 гг.
Модные гравюры 1838, 1841, 1843 гг.

В середине 1850-х расширенная юбка достигает необъятных размеров.

Карикатура на кринолин, а точнее на объемные платья, получившие распространение в середине 19 века
Карикатура на кринолин, а точнее на объемные платья, получившие распространение в середине 19 века

Это стало возможно благодаря перерождению конструкции кринолина. В новую нижнюю юбку вшивались обручи, сделанные из стали или китового уса.

Такой кринолин стал удобнее предыдущего. Изготовление кринолинов было поставлено на промышленную основу, и к концу своего господства его носили все женщины: от королевы до служанки.

Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"
Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"

Помимо обуви и предметов белья, изюминкой экспозиции, являются гравюры необычайной тонкости. Авторы выставки делятся интересной историей старейшего журнала мод «Journal des Dames et des Modes», который в то время состоял именно из гравюр. Собирая материал по истории костюма в интернете, у меня создалось впечатление, что изящные рисунки, выполненные для этого французского журнала являются ценнейшим источником информации о метаморфозах костюма тех времен.

Детский зал

Кукольный домик, фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"
Кукольный домик, фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"

Следующий небольшой зал между этажами посвящен детскому костюму, обуви, белью, а также куклам и другим игрушкам 19 столетия.

Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"
Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"

На втором этаже представлена мода 1860-х - 1870-х годов

Первое, что мы видим: несколько витрин с духами того времени, которые можно понюхать. Некоторые из ароматов мне понравились, хотя отличие от современных парфюмов конечно же есть.

Во второй половине века модные туалеты становятся более доступными. Открываются магазины готового платья, а одновременно с этим возникают первые Дома высокой моды. Усовершенствование ткацких станков и красителей позволило разнообразить ассортимент тканей. С развитием производства, красители, которые тогда использовали становятся ярче и разнообразнее.

Подробная подборка оттенков и фактур тканей вызывает большой интерес.

Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"
Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"

Женская мода приобретает пышность и декоративность.

К началу 1860-х годов, кринолины начинают сужаться в верхней своей части, сохраняя при этом свою ширину снизу. Форма кринолина становится более плоской спереди и более объёмной сзади, что создает предпосылки к полному перемещению объёма на заднюю часть платья и переходу к турнюрам и шлейфам.

Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"
Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"

Изобретение турнюра (специальное приспособление для формирования характерного силуэта с нарочито выпуклой нижней частью тела в форме буквы S), как и каркасного кринолина, принадлежит первому дизайнеру высокой моды Чарльзу Ворту. Сам он рассказывал, что идея пришла ему в голову, при виде женщины подметавшей пол и подобравшей юбку назад.

Вечерние платья работы Дома Чарльза Фредерика Ворта, 1894 год
Вечерние платья работы Дома Чарльза Фредерика Ворта, 1894 год

Женский костюм периода первого турнюра был сильно перегружен деталями, украшениями и часто изготовлялся из различных по цвету, рисунку и фактуре тканей.

С началом эпохи романтизма дамские туфли приобретают каблук и многообразие расцветок. Именно в 19 веке появляются разные туфли для левой и правой ноги. В первой половине века основными материалами изготовления дамских туфель для представительниц обеспеченных сословий были атлас, шёлк, и бархат. С середины века распространение получила кожа.

Следующий зал полностью посвящен веерам, сумочкам и другим аксессуарам.

Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"
Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"

Маленькие сумочки, в начале 19 века получившие название ридикюль, удивляют своим размером и разнообразием отделок.

От количества роскошных вееров слегка рябит в глазах, а голова идет кругом.

Веера из кружева, ткани, перьев экзотических птиц, бумаги, костяных пластинок, перламутра часто расписывались и украшались вручную. Бумажные веера с росписью красками или литографиями стали широко доступны с 1840-х годов, когда началось их массовое производство. В середине века в моду входят веера в виде опахала, подражающие восточным мотивам.

Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"
Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"

Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"
Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"

Третий этаж выставки посвящен периоду 1880-х - 1910-х годов

Мода последнего десятилетия эпохи характеризуется в первую очередь упрощением платья и стремлением к естественным линиям, влияние оказывает стиль модерн и атмосфера декаданса. Модерн символизировал отказ от сложившихся общественных правил и переход к новому веку.

В 90-х годах в моду вошли узкие платья, четко обрисовывающие фигуру. До колен юбка плотно облегала бедра, а по низу расширялась, образуя шлейф.

В одном из пространств павильона можно увидеть экспозицию, посвященную мужскому домашнему костюму 19 - начала 20 века.

Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"
Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"

Особенно мне запомнились белые воротнички начала 20 века.

Последний небольшой зал демонстрирует нам обувь конца XIX века, а также корсеты, белье, чулки.

А эта обувь из Бельгии на очень высоком каблуке была сделана для демонстрации на специализированных выставках, чтобы показать мастерство обувщиков.

Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"
Фотография с выставки "Век 19-ый. Изменчивая мода. От ампира до модерна"

На этом я пожалуй, завершу свой рассказ. Видеоверсию обзора к этой прекрасной выставке можно посмотреть здесь

В заключении хочу сказать, что выставка будет интересна и полезна всем любителям истории костюма и моды. Обширнейший материал для просмотра позволит прочувствовать все изменения костюма 19 века. Спасибо организаторам выставки @moda_timeline

moda_timeline

-40