У Эльдара Александровича было много талантов. Один из них – удивительно тонко и точно выбирать актеров на роли в фильмах. Иногда ему доводилось зажигать новую звезду, например, Людмилу Гурченко или Ларису Голубкину, которые были еще студентками на момент первых съемок у Рязанова. А иногда Эльдар Александрович пускал в ход все свое обаяние, настойчивость и авторитет, чтобы «добыть» для фильма нужного ему артиста.
«К сожалению, сниматься не могу, врачи настаивают длительном отдыхе» - такая телеграмма прилетела к Эльдару Александровичу от Иннокентия Смоктуновского, когда режиссер предложил ему роль Деточкина в ленте «Берегись автомобиля». И не просто предложил, Рязанов со всей съемочной группой, что было немыслимо, отправился в Ленинград, и отснял там кинопробы со Смоктуновским.
И вот, от Кеши из Северной столицы поступил очередной отказ. Но Рязанов в роли главного героя своей будущей картины видел именно Смоктуновского… Поэтому он вновь вернулся в Ленинград.
«Когда я вошел, Иннокентий Михайлович спал. Шум разбудил его. Он открыл глаза и увидел в проеме дверей толстого человека в плаще, с которого стекала вода. Меньше всего в этот момент он ожидал увидеть у себя в доме именно меня», - вспоминал Эльдар Александрович.
После переговоров, уговоров, доводов Смоктуновский сдался. И тут Рязанов потребовал у него расписку с обещанием, что Кеша сыграет Деточкина. Расписка была такой: «Я, Иннокентий Михайлович Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме «Берегись автомобиля».
Так родился гениальный образ «благородного вора» в исполнении Иннокентия Смоктуновского.
А вот перед Юрием Яковлевым пришлось стоять на коленях!
Третью главную роль в фильме «Человек ниоткуда», вместе с Сергеем Юрским и Анатолием Папановым, сыграл Юрий Яковлев. Но в этом фильме Яковлев - восходящая звезда театра и кино - первоначально сниматься не хотел. Для разговора о съемках, Яковлев был вызван к Ивану Александровичу Пырьеву - директору Мосфильма.
«Пырьев, человек с легендарным именем, славившийся своим необузданным темпераментом… бухнулся на колени и пополз к Яковлеву, недвусмысленно намереваясь поцеловать полуботинки кандидата на роль. Яковлев пятился и выкрикивал:
- Я согласен, согласен, я буду сниматься!» - вспоминал потом Рязанов.
Вот так, «не мытьем, так катаньем» режиссер добивался своего. И результат мы ценим спустя многие-многие годы, пересматривая «Берегись автомобиля», «Человека ниоткуда», «Гусарскую балладу» и другие кинохиты Рязанова – режиссера, которому всегда было «не все равно!».