Найти тему

«Детство отменила война»

Не только помнят, но и гордятся историями своих семей студенты нашего университета. Клуб исторического наследия «Поиск» поделился историями разных лет прародителей студентов КубГАУ. Их жизненные пути непросты и уникальны. В каждой истории можно почерпнуть опыт и задуматься о своей жизни.

Первой историей этого проекта стал рассказ: «Детство отменила война» Надежды Демченко, студентки 2 курса экономического факультета.

«История Великой Отечественной войны передается из поколения в поколение не только по книгам и фильмам, но и благодаря нашим дедам и прадедам. В моей семье тоже хранится память о тех страшных и жестоких временах.

На начало войны семья моего дедушки состояла из шести человек, четверо из которых - дети.Жили они в Смоленской области, в деревне Волынцево. Мой родной дедушка Сергей, которому на тот момент исполнилось 4 года, был младшим ребенком. Старшему брату Павлу 14 лет, сестрам Зое - 9 лет и Надежде - 7. Главой семьи был Нил Данилович (мой прадед), его жену звали Ксена (Ксения) Ниловна.

В 42-ом году в деревне Волынцево образовался партизанский отряд, одним из участников которого был мой прадед. Отряд был немногочисленным, но ему удавалось препятствовать немцам в продвижении войск по деревням. Одна из задач состояла в подрыве мостов. Со временем этот отряд перестал существовать. Местный житель сдал его немцам. И в начале сентября их всех повесили.

14 сентября 1943 года немцы ворвались в дом моего прадеда, забрали всю семью и погнали в Ярцево. С Ярцево - в Белоруссию, а оттуда - в Германию. Через день деревня Волынцево была освобождена. Когда их доставили в Германию в г. Хафельберг, отправили пешком в г.Освенцим, который в 1939 году указом Гитлера был присоединён к территории Третьего рейха. Именно там, недалеко от польского города, находился печально известный концлагерь «Аушвиц-Биркенау»(Освенцим), ставший местом самого массового уничтожения мирных граждан за всю историю человечества.

При жизни бабушка Ксена рассказывала моей маме, как им было тяжело преодолеть этот путь от Хафельберга до Освенцима, ей пришлось нести несколько суток моего 4-летнего деда на руках. В
моменты отчаяния она от потери сил оставляла его на обочине дороги и уходила со старшими детьми. Но крики ребенка, доносившиеся сзади, заставляли ее вернуться назад и вновь взять его на руки. Таким образом, вся семья прибыла в концлагерь.

Бабушку Ксену забрали работать в немецкую семью гувернанткой недалеко от лагеря, где находились дети. Старшим детям запрещали говорить на русском языке, над ними ставили опыты.
Кормили детей гнилым картофелем. С тех пор дедушка Сережа не любил картофель в мундире на протяжении всей жизни и запрещал готовить это блюдо дома. Этот запах напоминал ему запах
смерти. Хозяйка забирала младших детей (дедушку Сергея и его сестру Надю) к себе домой на выходные дни, где мать могла общаться со своими детьми. Благодаря этой влиятельной женщине
дети остались живы.
В 1945-м году советские войска освободили Освенцим, самый крупный комплекс концентрационных лагерей и лагерей уничтожения. Семья вернулась в свою деревню, но дом был уже
разрушен. Пришлось всё начинать заново — даже учить русский язык.

Эту историю я пишу со слов 86-ти летнего дедушки Паши, единственного дожившего на период повествования этого рассказа. К сожалению, его уже нет с нами, но память и историю мы будем хранить вечно, передавая своим внукам и правнукам.
Помню, как сегодня, пронзающую боль в глазах супруги дедушки при упоминании прошлых событий. Она не хотела снова окунаться в те тяжкие времена своей жизни. На ее глазах была потерянность, страх, испуг при слове «война». Говорят, время лечит, но эти слова нельзя отнести к нашим ветеранам, которые, несмотря на прошедшие годы, вспоминают о войне со слезами на глазах.
Она уходила во время рассказа в другую комнату, избегая воспоминаний, боясь бередить незаживающие раны.
Память о дедушке Серёже, как узнике концлагерей, хранится в Тимашевском музее семьи Степановых. Его фото наряду с остальными узниками висит на стене.»