Найти тему

Предпринимательство в корпорациях

Оглавление

Консолидация с крупным игроком — чуть ли не единственный способ масштабировать свои проекты в условиях пониженного интереса к венчурным инвестициям. Поглощенные коллективы продолжают быть источником экспериментов, нестандартных решений и доходных направлений.

На широком поле бизнеса существуют два направления. В центре – как символы устойчивости и надежности – расположились корпорации. А на окраинах, будто вспышки сверхновых звезд, возникают и исчезают стартапы. И тем не менее на рынке нет игроков, которые были бы более заинтересованы друг в друге.

Последнее время надпись “since …“, как символ устойчивости, постепенно исчезает с логотипов крупных компаний. Традиции, которые позволяли им становиться все более надежными на протяжении предыдущих десятилетий, теперь приводят к потерям. Стартапы, напротив, стали символом взлета и новых возможностей.

Какую выгоду ищут российские корпорации в бизнес-модели стартапов? Давайте разбираться.

Зачем это нужно корпорациям?

10 лет назад time-to-market от идеи до вывода продукта на рынок составлял в среднем девять месяцев. В больших компаниях эта традиция в целом сохранилась, вот только сейчас такие темпы ведут к потерям. Для формирования новых логистических цепочек требуется большая мобильность, тем более что импортозамещение не оправдало возложенных надежд и на сегодняшний день лишь чуть более 30% организаций способны разработать программы по замещению импортной продукции. Компании испытывают нехватку новых технологических решений и идей, которые они привыкли получать от западных партнеров.

Быстрота, присущая стартапам на всех этапах — тестирования, разработки и реализации решений, — достигается благодаря существованию обособленной команды без подчинения корпоративным процессам. Даже если руководители больших компаний свысока относятся к неформальным коллегам из стартапов, их интерес к идеям и хватке стартаперов заставляет серьезно отнестись к их бизнесу. Да, часть стартапов покупается с простой и понятной целью — чтобы быть задушенными. Корпорации поддерживают свою конкурентоспособность в том числе и путем уничтожения амбициозных молодых проектов, которые буквально «наступают на хвост» гиганту. Сколько их кануло в безвестность после того, как «материнская» компания забрала клиентов и лучших специалистов.

Однако так бывает не всегда. Инновационность, гибкость не ассоциируются с крупным бизнесом. Но в этом вопросе существуют исключения — корпорации, которые готовы поглощать молодые перспективные компании, выступающие для них «свежей кровью». Поглощенные коллективы продолжают быть источником экспериментов, нестандартных решений и доходных направлений. Приобретенные стартапы год или два способны противостоять рутине крупных компаний, после чего обычно теряют революционный настрой. Корпорации требуется новое вливание энтузиастов-стартаперов.

Кроме того, если речь не идет о крупном, часто государственном клиенте, то крупные компании слабо персонализированы. Ориентация на клиента — не их конек. Зато стартапы часто создают продукт, максимально закрывающий потребность аудитории, вдобавок они быстро адаптируют свои решения под рыночные условия, меняя Customer Journey Map («путь клиента»).

Стартапы дерзки и решительны, они адаптивны к переменам, там многозадачные и мотивированные сотрудники. Да, бизнес-процессы в стартапах выглядит странно и хаотично, зато приносят успех. Ни одна компания не может быть вечным стартапом. Но можно вечно пользоваться их энергией, чтобы обновляться. Даже если стартап не «выстрелит», такая альтернативная планета в системе корпорации не даст остальным утонуть в рутине и послужит прибежищем для неформатных сотрудников. Год там идет за два, многозадачность заставляет пересмотреть свои возможности, а взаимная диффузия стартапа и корпорации послужит обновлению последней.

Зачем это нужно стартаперам?

Считается, что взаимодействие корпорации и стартапа выгодно обеим сторонам. На деле же молодая компания просто вынуждена соглашаться на сотрудничество и менторство со стороны крупного игрока. Распространенная причина — амбиции руководителей стартап-проекта. Существует немало технологичных компаний в сфере малого и среднего бизнеса, которым хватило сил и терпения расти по мере увеличения клиентской базы и дохода, мы знаем компании, которые не уступили инвесторам ни одного процента бизнеса. И знаем множество стартапов, исчезнувших из-за несоответствия желаемых темпов роста с доходами.

Поиск средств — это главная...

Подробнее на it-world.ru