Найти тему

Монетеистические основы исламской психологии

Роль религиозных факторов в развитии личности не осталась без внима­ния в российской психологической литературе, хотя и констатируется, что в отечественной психологии только начинается осмысление и обобщение бого­словского, религиозно-философского и религиозно-психологического насле­дия традиционных религий нашей страны. В трудах Б. С. Братуся, В. П. Зинченко, Ф. Е. Василюка и других пси­хологов предприняты значимые усилия по выработке духовной, религиозно-­ориентированной психологии на базе синтеза исторического наследия христи­анства и методов психологической науки.

Не случайно среди множества школ и систем психологии в мире постепен­но получают признание в качестве самостоятельных течений психологической мысли религиозно-ориентированные направления, в том числе и исламская психология.

В настоящее время в психологическом сообществе осознается, во-первых, необходимость получения мусульманами качественной психологической помо­щи, а во-вторых, наличие особенностей применяемых приемов и методов пси­хологической работы, связанных с вероубеждением и религиозно-правовы­ми и этическими требованиями мусульман. Такие условия можно обеспе­чить только в тесной интеграции основанных на положениях ислама психологических знаний и эффективно работающих концепций, подходов, методов и техник, разработанных в рамках светской психоло­гии, с формированием соответствующей теоретической базы.

Ислам как монотеистическая (единственности Бога) религия устанавливает верующему мусульма­нину определенную модель его жизни, охватывая ее духовные, психологиче­ские, эмоциональные и социальные аспекты.

Исламский подход к психологии исходит из того, что именно Бог – Создатель всего, в том числе и человека, знает лучше, что есть человек и, что для него лучше всего. Необходимые человеку знания о себе самом Бог передает в Своих Откровениях через Своих избранных представителей человеческого рода – Посланников и Пророков. Последней Книгой, ниспосланной человече­ству, является Коран, а последним из Пророков, которому и был ниспослан Коран, – Пророк Мухаммад ﷺ (да благословит его Аллах и приветствует).

Ведь говоря о психологии с исламской точки зрения, невозможно в полной мере руководствоваться традиционным для психологии пониманием предмета психологии. В любом случае в отношении психики человека, причин и механиз­мов протекания психологических процессов, определения психических состоя­ний в исламском подходе основополагающими являются религиозно-этические составляющие: об отношении человека и его Создателя, о требованиях к челове­ку со стороны Творца, о его ответственности перед Ним. Весьма непросто понять предмет исламской психологии и, соответственно, применять ее положения на практике, если ограничиваться пониманием психики как «функции мозга» или рассматривать абсолютно не зависящее от кого-либо бессознательное в качестве основы динамики психических процессов, либо объяснять причины поведения человека реакцией на стимулы из окружающей среды.

Согласно вероубеждению мусульман, Бог наделил каждого человека душой и телом, и Он является Хранителем и Попечителем как тела и души человека, так и всего мироздания. Это поло­жение неоднократно упоминается в тексте Корана и является основой веры в Единство и Господство Бога:

«Аллах – Творец всего. И Он – Попечитель всего [всех творений]. Ему принадлежат ключи [от сокровищниц] небес [например, дождя] и земли [например, урожая]. А не верящие в знамения Аллаха [аяты Куръана] понесут урон» («аз-Зумар», 62-63); «Спроси: «У кого власть над всем [что есть в мире]? Кто защищает [кого пожелает], но от Кого нет защиты, если только вы знаете [ответ]?»
(«аль-Мумину»,88).

Таким образом, в исламском понимании Аллах является единственным Владельцем и Хозяином всей Вселенной (семи небес и земли), в том числе и человека. Он управляет, дает пропитание, дарует жизнь и лишает ее. Он обеспечивает и управляет делами каждого творения без чьей-либо помощи. С точки зрения психологии – это управление и контроль охватывает зачатие, внутриутробное развитие, рождение и наследственность человека, его опыт, все психические процессы, состояния (мысли, эмоции и т.д.) и поведение человека.

В исламе за человеком признается свобода воли и выбора, но эта свобода не идет ни в какое сравнение с Господством Аллаха. Фактически возможности человека влиять на причины событий, весьма ограниченны, и они относятся главным образом к психологическому выбору между предоставленными возможностями и поведением, основанном на таком выборе. При этом окончательный результат далеко не всегда зависит как от выбора, так и поведения. В силу объективных обстоятельств человек может и не получить результата, на который рассчитывал при выборе той или иной возможности, вопреки своим планам и усилиям. На это обращается внимание в Коране:

«И никогда не говори о чем-то: «Я сделаю это завтра [в будущем]». Не добавив: «ИншаАллах [если Аллах этого пожелает]». Если же забыл [сказать эти слова], то произнеси слова поминания твоего Господа. И скажи: «Возможно, Господь мой поведет меня более правильным путем» («аль-Кахф», 23-24).

При правильном применении такое отношение к происходящей действи­тельности имеет важнейшее зна­чение для понимания психологического состояния и развития человека. Ведь осознание того, что только Бог способен приносить благо или отклонить зло от человека, может освобождать (делать свободным) от многочисленных негативных пере­живаний и их последствий, которые связаны с происходящими событиями нашей жизни, чего бы они не касались (работы, семейной жизни, несчастных случаев и т.д.). Чем искреннее и крепче убежденность в этом, тем более сбалан­сированным и гармоничным будет психологическое состояние.