С 1 по 3 декабря в Музее АРТ4 во второй раз прошла ярмарка современного искусства ТУПИК 20 23. Поговорили с экспертным советом ярмарки — основателем Музея АРТ4 Игорем Маркиным и художницей и куратором ярмарки Лизой Бобковой — о современном искусстве и молодых художниках
Игорь, Ваша коллекция известна своим разнообразием художественных направлений. Какие темы или стили для вас особенно значимы, и почему?
Моя бесконечная любовь—это шестидесятники: Вейсберг, Краснопевцев, Зверев. Это то, что у меня всегда висит в квартире, со мной всю жизнь. Дальше все усложняется. Следующая моя любимая тема—это, конечно, Булатов и Васильев, Файбисович (80-90-2000е). Это уже наши суперзвезды, которые были не такими дорогими, когда я их покупал. Также у меня невероятная любовь к питерской волне 80х — начала 90х. Это Тимур Новиков, Олег Котельников,Инал Савченков. Тимур—топовый художник, я считаю, мировой. Жалко, что мои слова не соответствуют действительности. То есть, с одной стороны, это мировой художник, но с другой—не совсем так по ряду причин. Дальше—это молодые художники, которыми мы занимаемся во время выставок и с кем мы делаем ТУПИК (прим. ярмарка современного искусства в Музее АРТ4). Это 20-30-летние, часто малоизвестные художники, которых я покупаю и в которых верю.
Вы часто поддерживаете молодых художников. Есть ли какие-либо особенно значимые критерии, которые Вы учитываете, для добавления в вашу коллекцию?
Как я добавляю художников в коллекцию?Есть два основных критерия: новизна и красота. Художник меня должен чем-то удивить. Удивить новизной, и при этом он должен быть прекрасен. К сожалению, часто новое не прекрасно, а прекрасное не ново. И редчайшие звезды, которые появляются постоянно, примерно по одной в год — и часто потом гаснут — все равно дают надежду.
Миры моды и искусства часто взаимодействуют. Как Вы видите свою коллекцию в контексте современных модных тенденций и влияния на них?
У нас есть главный художник музея—Данила Поляков. Я считаю, что это ключевая фигура в мире моды до сих пор. Он делает свое искусство на грани арта и моды. Я не всегда рад этому и хочу, чтобы он ушел в чистое искусство (а он уходит в чистое искусство), но он то и дело норовит надеть свою работу на себя и пройтись по дефиле. Благодаря ему мы запредельно близки к миру моды. Он, кстати, подготовил новую коллекцию одежды, и мы сейчас думаем, что с этим делать.
Какие современные художники и дизайнеры, по Вашему мнению, привносят наибольший вклад в современное искусство?
Я не слежу за новейшими дизайнерами, но скажу, что точно бы причислил к этому кругу Данилу Полякова, потому что все, что он делает, соприкасается с миром моды.Кто из русских последним произвел на меня впечатление — это Гоша Рубчинский. Но произошло это давно, лет семь назад. Мы постоянно хотим сделать общий проект, в этом году даже договорились, но снова что-то помешало.
Есть ли произведение искусства, приобретение которого произвело на вас особое впечатление?
Первые картины, которыми я закрыл дырки на стенах в новой квартире. Это были Зверев и Яковлев.Тогда я понял, что искусство для меня больше, чем искусство—это фактически жизнь. Тогда я понял это косвенно, не мог пройти мимо, оно стало моим зеркалом. Следующий этап в жизни: я влюбился в художника Краснопевцева. Это была платоническая любовь, художник этот был уже мертвым на тот момент (смеется). В музее личных коллекций в Пушкинском музее (прим. ГМИИ им. А.С. Пушкина)была экспозиция Краснопевцева и даже часть его комнаты-мастерской. Мне он настолько нравился, что я часто приходил туда, садился на лавочку и смотрел, и не потому, что пришел и устал — эта гармония валила с ног совершенно. И мечтал, что он окажется у меня в коллекции.
В социальных сетях Вы анонсировали открытие выставки в лондонской Cromwell Place. Какие темы заложены в предстоящей экспозиции? Чем она будет отличаться от ваших предыдущих работ?
Более того, мы с Игорем Маркиным открываем галерею современного искусства в Лондоне. Она будет незатейливо называться Art4 Gallery. Первая выставка откроется уже в январе 2024 года с минималистичными пейзажными рисунками Димы Филиппова, а вторая в марте, на которой я покажу свои работы. Для меня всегда персональная выставка—это отдельное высказывание и, конечно, внимание, сосредоточенное на технологичном производстве работ. Пока раскрыть больше информации не могу. Но меня будоражит эта будущая выставка.
Да, к тому же это звучит, конечно, странно, что я открываю галерею, на одной из выставок которой будут мои же работы. Но, знаете, когда жизнь такая невыносимо сложная и приходится работать по 24 часа в сутки, занимаясь не только своим искусством, но и бесконечными письмами на английском, заявками, выставками и ярмаркой в московском Музее АРТ4, то как будто уже можешь себе это позволить.
С какими вызовами Вы столкнулись, работая над этой выставкой? Были ли особенно вдохновляющие моменты во время подготовки экспозиции?
Сегодняшнее время—один большой вызов. Я безумно переживала из-за того, как сейчас воспримут меня, художницу приехавшую из России, в Великобритании. Мне казалось, это сродни социальному самоубийству. Но я часто выставлялась за рубежом ранее и не готова отказываться от международного общения. Это слишком много значит для меня.
Когда ты добилась получения документов на легальное пребывание и работу в стране по Global Talent Visa, то местное сообщество абсолютно иначе реагирует на тебя. Они видят, что ты работаешь над своими желаниями и потихоньку добиваешься поставленных целей, а не виляешь хвостом, как артист на гастролях. Вот это меня и вдохновляет не останавливаться.
Это не первый Ваш опыт работы с западными площадками: Вы уже выставлялись в Австрии и Франции. Чем западная аудитория отличается от российской?
Конкретными локальными темами, важными для местного зрителя, темами, в контексте которых они выросли. Это всегда личные истории в каждой стране. Но что действительно можно сравнить, так это качество производства предметов искусства. В Лондоне оно какого-то сумасшедшего профессионального уровня. Это трудно объяснить, надо просто увидеть. Радует то, что именно так я всегда делала свои работы.
В одном из недавних интервью Вы упоминали, что хочется попробовать пожить на более длительный срок в одной из западных стран, возможно, англоязычной. А сейчас Вы открываете выставку в Лондоне, хотели ли бы Вы на время переехать в Великобританию или будете иногда наведываться?
Не на время. Я уже живу наполовину там, останавливают какие-то данные ранее обещания и бытовые процессы, которые ты при всем желании не можешь решить одним днем. Например, ответственность перед детьми. Понимаю, что жизнь может сложиться не так, как я запланировала, и в другой стране может ждать разочарование. Кажется, я к этому готова. Стараюсь изо всех сил сделать мечты возможными, но в самом главном приоритете оставляю любимого человека и нашу семью. Рецепт простой. Хоть и сложный.
Какая книга, выставка, фильм или спектакль, просмотренные за последнее время оставили у Вас неизгладимое впечатление?
Спектакль «Берегите ваши лица» в Гоголь-Центре в прошлом году.