Найти тему

Автомобиль как шпион.

Автомобили сохраняют данные о водителе как минимум каждые две минуты. Таков результат исследования, проведенного ADAC. Что именно они хранят? Что происходит с этими данными? И кому они принадлежат?

Мелани Бёфф, Антье Эрхард и Константин Рёзе, финансовая редакция ARD "В принципе, современные автомобили знают о своих водителях все", - так резюмирует Фолькер Людеманн, научный директор Центра защиты данных Нижней Саксонии при Университете прикладных наук Оснабрюка, состояние знаний о наших автомобилях на сайте tagesschau24. В современных автомобилях установлено 150 датчиков. Они измеряют поведение водителя, степень занятости сидений, ускорение; они знают, какую музыку предпочитает водитель, выявляют ошибки вождения и фиксируют местоположение автомобиля. Благодаря такому обилию данных производители получают обширные знания о водителях и автомобилях: автомобиль - шпион для зарабатывания денег? 

Что происходит с данными об автомобиле? Некоторые данные используются годами для выявления ошибок в мастерской. В некоторых случаях их сбор требуется по закону - например, для проверки соответствия нормам выбросов путем записи количества потребляемого автомобилем топлива. С лета 2022 года вновь регистрируемые автомобили также должны быть оснащены памятью данных об авариях. "Отдельные наблюдения сами по себе могут быть безобидными, но если данные объединяются, комбинируются и анализируются, это может привести к серьезным нарушениям конфиденциальности", - объясняет Людеманн, приводя пример, например, когда данные о занятости сидений объединяются с данными о направлениях движения."Если вес на сиденье постоянно увеличивается в течение девяти месяцев и часто посещается специализированный магазин для детей, то все, кто имеет доступ к этим данным, знают, что эти водители или их семья сталкиваются с радикальными изменениями в своей жизненной ситуации".

Кто владеет данными, тот и ведет бизнес.

 Водители обычно не знают, у кого какие данные находятся и что с ними происходит. "Большинство из них хранится на серверах производителя", - говорит Людеманн, проливая свет на этот вопрос. "Они могут решать, кто получит данные". Пока что только производители автомобилей могут получать доступ к этим данным и использовать их. И они это делают, потому что тот, кто имеет доступ к данным, ведет с ними дела". По словам Людеманна, дело не только в данных о пассажирах автомобиля: система экстренного вызова в ЕС, так называемая e-call, автоматически делает экстренный вызов, если раскрывается подушка безопасности. "Однако если автомобили подключены к системе e-call, экстренный вызов отправляется не на номер службы спасения 110 или 112, а производителю или поставщику услуг, уполномоченному производителем". А поставщик услуг решает, какая служба буксировки будет заказана и какой гараж получит заказ на ремонт.

 

 Миллиарды при неосведомленности клиентов. Эти возможности побуждают страховщиков принимать меры. Если бы страховая компания получала немедленную информацию в случае аварии, она могла бы решать, какие эвакуаторы, гаражи и так далее будут задействованы - и таким образом сэкономить кучу денег. И это еще не все: страховщики могут предоставлять скидки за послушное вождение - но при этом повышать страховые взносы для водителей, не склонных к риску. Возможности настолько велики для многих приложений и сфер бизнеса, что они вызывают огромное желание: это борьба между автопроизводителями, службами экстренной помощи, компаниями-разработчиками программного обеспечения, гаражами, больницами и страховщиками. Они осознали то, что эксперты доказали на цифрах: По данным консалтинговой компании McKinsey, объединение автомобилей в сеть и использование данных из автомобиля имеют огромный экономический потенциал: в целом производители, поставщики и провайдеры услуг смогут зарабатывать около 400 миллиардов долларов в год к 2030 году, когда 95 процентов всех автомобилей будут объединены в сеть: 250 миллиардов долларов в обороте и еще 150 миллиардов долларов в потенциальной экономии.

Кому на самом деле принадлежат данные? Наша повседневная жизнь становится все более сетевой - "умными" становятся плюшевые игрушки, тостеры и холодильники. Но кому принадлежат эти данные? Потребители обычно считают, что имеют права на генерируемые ими данные, даже если речь идет об автомобилях. "В действительности права на то, кому что принадлежит, неясны, - говорит Людеманн. Экономические интересы, коммерческие тайны и данные о поставщиках сталкиваются с защитой данных, а сами данные по-прежнему принадлежат производителям". Однако новый закон впервые позволит пользователям определять, имеют ли третьи лица доступ к их данным и в каком объеме - и с какой целью - Закон ЕС о данных, который должен вступить в силу в 2025 году. Он будет регулировать, когда компаниям и частным лицам разрешается получать и передавать информацию с сетевых устройств. Одновременно с этим предполагается предотвратить незаконную передачу данных. "В определенной степени это постановление имеет смысл", - объясняет Людеманн, но многие компании не хотят обеспечивать еще большую защиту данных, говорит Михаэль Хайзе, главный экономист HQ Trust, в интервью tagesschau24: "Вы можете взвесить, сколько стоит защита данных для вас, что, конечно, очень важно". Однако слишком строгие правила могут иметь и экономические последствия, отмечает Хайзе. "На данный момент мы немного переборщили с ограничениями".

Критика со стороны защитников прав потребителей и ADACНемецкие автопроизводители, такие как BMW, ссылаются на соблюдение законодательных норм и на то, что клиенты могут сами регулировать настройки конфиденциальности. Но ADAC этого недостаточно. Ассоциация требует, чтобы водители знали, какие данные собираются, хранятся и анализируются в их автомобилях, чтобы они могли отключать обработку и пересылку данных и самостоятельно решать, кто имеет доступ к данным их автомобиля. Они хотели бы видеть более четкие правила на уровне ЕС. Эксперт по цифровым технологиям Роланд Фиге признает, что компании также используют данные для улучшения услуг и продуктов. Но он также указывает tagesschau24: "Мы постепенно теряем суверенитет над собственными данными, добровольно отдавая их и, так сказать, расплачиваясь ими". "Вывод: до сих пор не было найдено практических решений, позволяющих оказывать большее влияние на данные, которые собирает ваш собственный автомобиль. Таким образом, автомобиль был и остается не только "любимым ребенком Германии", но и сокровищницей для сборщиков данных.

Современные автомобили собирают данные о водителе каждые две минуты. Таков результат исследования, проведенного ADAC. 

Это включает в себя информацию о поведении водителя, степени занятости сидений, ускорении, предпочтениях в музыке, ошибках вождения и местоположении автомобиля. Эти данные используются производителями для получения информации о водителях и автомобилях.

Современные автомобили собирают личную информацию миллионов людей по всему миру, используя встроенные датчики. Автопроизводители отслеживают расположение вашего автомобиля, скорость передвижения, какие музыкальные композиции вы слушаете. Новые машины могут даже записывать движения глаз водителя, вес людей на передних сиденьях, погоду на улице, где вы предпочитаете есть и в какой магазин чаще всего заезжаете.

Компании используют личную информацию, собранную из десятков миллионов транспортных средств по всему миру, и многие держат в секрете, для чего именно. Этого хватит на создание "папок", которые потом можно было бы продавать маркетинговым фирмам. Хотя производители утверждают, что информация им нужна только для повышения комфорта и безопасности автомобилей, некоторые фирмы все же продают данные о водителях сторонним компаниям для маркетинга или исследований.

Современные автомобили стали самыми совершенными компьютерами, благодаря всевозможным датчикам. С каждым годом они «учатся» выполнять все новые функции, которые должны облегчить водителю управление и обеспечить безопасность. Есть в современных машинах и такая функция, которая не понравится многим — авто следит за своим владельцем. Куда потом попадают эти данные и кому они нужны, остаётся на совести автопроизводителей.

Русскоговорящая Германия @germanija