Найти тему
записки зубного детектива

Человек, который не мог не летать

Хочу сегодня исправить некоторую несправедливость по отношению к одному великому человеку, о многочисленных подвигах которого сегодня мало кто помнит.

Все, кто хоть как-то застал советские времена, не могут не знать, кто такой Алексей Маресьев. Именно по его истории жизни Борис Полевой написал «Повесть о настоящем человеке». Герою ампутировали обе ступни, но он вернулся в строй, продолжал летать и сбивать немецкие самолеты.

Это действительно выдающийся подвиг, но есть человек, история жизни которого хоть и похожа в чем-то, но была в несколько раз тяжелее. И я не понимаю, почему про него сегодня знают единицы.

Леонид Георгиевич Белоусов в 1938 году отправился на истребителе И-153 на перехват нарушителя воздушной границы СССР. Во время вылета погода резко ухудшилась, начался такой снегопад, что остался очень нелегкий выбор: прыгнуть с парашютом и спасти себя ценою потери самолета или пытаться сесть полностью вслепую. Белоусов выбрал попытку спасения не себя, а своей машины.

-2

Во время посадки самолет перевернулся и загорелся. Товарищи с трудом успели вытащить летчика из горящей кабины, он получил серьезные ожоги. Голова выглядела как головешка. Пострадало лицо и глаза. Пришлось брать трансплантаты с других частей тела и пересаживать их туда, где кожи не осталось вовсе.

Врачи очищали место от сгоревших тканей на лице и пересаживали туда кусочки, которые брали по очереди с плеча, ключицы или спины. А потом в течение 12 часов Леонид Георгиевич держал палец на этом месте, чтобы пришитый кусочек прилип к месту и поддерживалась температура 36,6 на его поверхности. И так 35 раз! Но отдельным подвигом можно считать то, что все эти манипуляции проводились без наркоза.

Восстановить веки не удалось, т.к. такой тонкой кожи найти было невозможно, да и не умели в те времена проводить такие пластические операции. Но самое главное, что зрение чудом удалось сохранить. После того, как сам больной не выдержал и снял повязку раньше времени, он кричал от радости, убедившись в том, что все видит.

В итоге, Леонид Георгиевич, даже не пройдя до конца реабилитацию, вернулся в свой полк. С личного разрешения маршала Ворошилова и наркома Жданова Белоусов продолжил службу и принимал участие в советско-финской войне.

Зима тогда была очень суровая. Почти каждый день температура опускалась до -35 градусов и ниже. При этом кабина истребителя И-153 была открыта всем ветрам. Закрытых кабин тогда еще не придумали.

Даже полностью здоровому человеку лететь в такой мороз было нестерпимо. Летчики рисковали получить обморожение лица во время каждого вылета. Белоусову же, с его-то пересаженной кожей, приходилось идти на всякие ухищрения. Перед полетом он обмазывал все лицо толстым слоем гусиного жира, а потом наглухо бинтовал его, оставляя только прорези для глаз и дыхания. И вот в таком виде он умудрялся не только летать, но еще и воевать. За службу во время финской войны Леонид Георгиевич был награжден орденом Красного знамени.

Когда началась Великая Отечественная, он воевал в 13-м истребительном авиационном полку, который прикрывал Дорогу жизни на Ладожском озере. Немцы тогда имели преимущество и на суше, и в воздухе. Даже полностью здоровому человеку было тяжело воевать против превосходящего противника, что уж говорить о летчике с такими тяжелыми травмами. В декабре 1941 года Белоусов получил очередное ранение, после чего у него стали отказывать потерявшие чувствительность ноги.

Началась газовая гангрена и врачи тылового госпиталя в Алма-Ате, куда отправили пациента, были вынуждены ампутировать обе ноги. Когда ампутировали левую ступню, Леонид Белоусов держался. Он был уверен, что без одной ноги вполне сможет летать и дальше. Но когда правую ногу пришлось оперировать выше середины бедра, это было для него ударом.

Леонид Белоусов слева (1944 год)
Леонид Белоусов слева (1944 год)

Товарищи достали для Белоусова лучшие на тот момент протезы. С их помощью он научился ходить сначала с помощью костылей, а потом умудрился перейти на обычную трость. Сразу после этого он опять вернулся в родной полк, где друзья в перерывах между вылетами тренировали его. Он не только восстановил все навыки летчика, но и научился летать на принципиально новых моделях самолетов. Были освоены с нуля По-2, УТИ-4, Як-7 и Ла-5.

-4

Больше года ушло на тренировки, после чего Белоусов решил: можно идти на военно-врачебную комиссию и добиваться разрешения летать.

«Ни о каких полетах не может быть и речи, товарищ майор! Вы же, извините, инвалид!» — сказали ему на комиссии. Молча летчик вышел на балкон, скинул шинель и прыгнул со второго этажа в пруд, переплыл его, а потом бегом поднялся обратно.

«Вот вы — все здоровые, а я — больной, инвалид. Пусть кто-нибудь из вас сделает то, что сейчас сделал я!» Разрешение выдал лично главный хирург Балтийского флота И.И. Джанелидзе.

В составе своего родного полка, который стал 4-м гвардейским истребительным авиаполком, Леонид Георгиевич Белоусов работал на прикрытие кораблей и разведку. К февралю 1945 года совершил более 300 боевых вылетов и лично сбил три самолета противника.

В 1957 году за мужество и воинскую доблесть Леониду Белоусову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер Леонид Георгиевич 7 мая 1998 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

Записки зубного детектива