Шквал критики обрушился на недавно вышедший сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте". Причиной тому стало обострение, и без того высокой, подростковой агрессии. Молодые люди сбиваются в группы, устраивают потасовки и делят территории, подражая персонажам из нашумевшего сериала.
Проникаясь судьбами главных героев, подростки начинают отождествлять себя с ними и заражаются "уличной романтикой", при этом совершенно не вникая в замысел режиссера показать, какой беспредел творился в тот момент в стране и сколько молодых жизней было загублено ни за что.
Киноиндустрия - это не только про творчество, но это еще и бизнес, где каждому кинопродюссеру хочется получить как можно большую прибыль со своей работы. Именно поэтому сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте" сейчас активно рекламируется на телеэкранах и в интернете, завлекая как можно больше зрителей.
Если подросток захочет его посмотреть - он его посмотрит, о чем свидетельствует то, что с ним уже полстраны познакомилось, несмотря на маркировку 18+ и ограниченный доступ по подписке.
В связи с этим я считаю, что сейчас уже нет никакого смысла запрещать смотреть этот сериал, так как подобные меры могут только усилить к нему интерес у подростков.
В данной ситуации в качестве мер профилактики импульсивного подражательства может послужить организация классных часов и психологических кинотеатров для старшеклассников, где они могли бы вместе со школьным психологом обсудить личностные особенности и мотивы поведения героев и сделать о фильме правильные выводы.
Для своего разбора я неспроста выбрала, на первый взгляд, совершенно разных персонажей - Андрея и Марата. Это дети из разных семей, с разным достатком, с разным стилем воспитания. Но все же они оба оказались в уличной банде...
Рассмотрим по порядку.
Андрей (прозвище "Пальто). Вместе с младшей сестрой растет в неполной, малообеспеченной семье. Воспитывается тревожной и гиперопекающей матерью, которая пытается вырастить из него послушного мальчика. Он хорошо учится, посещает музыкальную школу, лишь бы радовать свою маму.
Андрей рано лишился отца и деда, и в такой важный период самостановления личности, как подростковый возраст, у него нет мужского образца поведения. Он тревожен, робок, привык терпеть и подчиняться, из-за чего вскоре оказывается жертвой избиений и вымогательств (в сериале "чушпаном").
И так бы это и продолжалось, если бы не знакомство с импульсивным и задиристым Маратом, который знакомит Андрея с уличной жизнью и "пацанскими" понятиями.
Не желая и дальше оставаться в рядах слабых, наш герой решает примкнуть к банде Марата и учится решать проблемы с помощью грубой мужской силы.
В данном случае, с психологической точки зрения, можно судить о включении такого защитного механизма личности, как идентификация с агрессором, возникающий в результате попадания индивида в позицию жертвы и последующего отчаяния, когда мир становится черно- белым и человек встает перед выбором "быть жертвой или стать насильником". С целью спасения сознание предпочитает второй вариант, ошибочно отрицая существование иного пути.
Марат (прозвище "Адидас младший") - пример педагогической запущенности в интеллигентной, обеспеченной семье. Отец всегда на работе. Мать - потакающая и инфантильная, боится разрушить свой идеальный мир, поэтому делает вид, что ничего не происходит.
По сути воспитанием Марата занимается только его старший брат Владимир (прозвище "Адидас старший"), который воспринимается им как настоящий супергерой, ведь он имеет "уличный" авторитет.
Марат эмоционально не зрел и мотивационно не устойчив, поэтому идет по пути бездумного подражательства старшему брату, но в отличие от Вовы, у него не получается так искусно скрывать свои проделки. Вскоре он становится настоящей головной болью и позором для своего отца.