11 декабря польский Сейм на заседании рассмотрит вопрос о вотуме доверия правительству Матеуша Моравецкого. Президент страны Анджей Дуда оставил прежнее правительство у власти, сославшись на то, что партия Ярослава Качиньского «Право и справедливость» набрала большинство голосов на выборах в Сейм, хоть и не получила в нем квалифицированного большинства и права создать однопартийное правительство.
Справедливым будет утверждение, что правительству Моравецкого законодатели откажут в доверии, поэтому бывшая оппозиция в лице «Гражданской платформы», «Новых левых» и «Третьего пути», у которых в сумме 248 депутатских мест, что превышает минимально необходимое большинство, предложит кандидатуру Дональда Туска на пост премьер-министра и новый состав правительства. После процедуры одобрения нового состава кабинета его должен утвердить президент Анджей Дуда, который сделает это без особого удовольствия, поскольку сам связан с «Правом и справедливостью».
Было бы логичным для президента страны не препятствовать естественному развитию событий и предложить сразу после выборов в Сейм сформировать правительство Туску, но он этого не сделал, сославшись на традицию, когда правительство формирует победившая на выборах партия. Последнее отложило сроки создания правительства оппозиционной коалицией. Но, как и следовало ожидать, на следующей неделе к власти придет новое правительство, несмотря на явное недовольство президента.
Гипотетически Анджей Дуда может пойти на неприкрытый демарш, связанный с тем, что, предвидя отсутствие после выборов своего большинства в Сейме, «Право и справедливость» еще в конце лета сколотила парламентскую комиссию, задачей которой стал анализ официальных документов правительства с 2007 по 2022 годы для выявления «вредных решений». Против кого направлена ее деятельность, становится понятно, если вспомнить, что с 2007 по 2014 годы правительство возглавлял Дональд Туск.
29 ноября комиссия предоставила отчет Сейму, в котором рекомендовала запретить Туску и некоторым министрам его прошлого правительства занимать государственные должности, потому что якобы были выявлены факты их связи с Россией и ФСБ. Если Анджей Дуда ухватится за возможность принять во внимание рекомендации комиссии Сейма, то это приведет к конституционному кризису. Пойдет ли на это президент, продолжит ли строить козни Дональду Туску, увидим на следующей неделе. Но их цена очень высока.
Тем временем оппозиция с уже готовым списком министров своего правительства тоже не сидит без дела. Будущая правящая коалиция с первых же заседаний нового состава Сейма приступила к ревизии некоторых решений прошлого парламентского большинства. Потенциальный премьер-министр Дональд Туск уже потребовал отставки руководства центрального банка страны во главе с Адамом Глапиньским, неоднократно демонстрировавшим свое пренебрежение к политике Европейского центробанка и позиционирующего себя последовательным критиком единой валюты ЕС.
Дональду Туску также предстоит серьезно поработать и над внешней политикой страны, учитывая то обстоятельство, что отношения с ЕС в целом и его ведущими государствами были очень сильно испорчены консерваторами. Особенно это касается Германии и Франции.
От первой Польша настойчиво требовала репарации в размере более триллиона евро за ущерб, нанесенный Германией в годы Второй мировой войны. Трения с Францией в основном касались попыток Макрона наладить в 2022 году диалог с Россией.
Можно ожидать, что правительство Туска будет стремиться сгладить противоречия и восстановить ранее существующую «европейскую ось безопасности» Париж — Берлин — Варшава.
Итоги выборов в Сейм позволили польским политическим аналитикам ввести в обиход термин «деписизация», намекая на обещание Дональда Туска минимизировать для Польши последствия восьмилетней монополии на власть со стороны «Права и справедливости». Сделать предстоит немало: восстановить независимость судов, вернуть прежнее влияние государственным СМИ, избавив их от роли рупоров пропаганды, восстановить коммуникацию с инакомыслящими и права женщин, а самое главное, — постараться разрешить проблему политической поляризации польского общества, на которое ясно указали прошедшие выборы.
Несмотря на огромное желание подвергнуть ревизии курс прежнего правительства, в один момент изменить страну Дональду Туску не удастся, потому что придется преодолевать не только вето президента Дуды, но и считаться с мнением партнеров по коалиции, учитывая то, что последнее носит всего лишь тактический характер.
В настоящий момент Дональд Туск заявляет, что готов возглавить правительство 11-12 декабря и работает над программной речью, с которой выступит в Сейме, представляя персональный состав своего правительства.
Автор статьи: Александр Черный.