Традиция буддизма одной из четырех школ Тибета - Гелуг - возводит свое учение к Ламе Цонкапе (1357-1419).
Реформатор, практик и учитель Чже Цонкапа ( что значит достопочтимый) поставил намерение очистить буддизм от искажений, особенно в части монашеского кодекса (Винаи) и неверного толкования Дхармы.
Традиция школы Гелуг разработала особую академическую программу постижения учения.
Философская подготовка (включает в себя пять главных наук или этапов освоения) и соблюдение дисциплины считаются важными предпосылками к практике медитации.
Медитация в Гелуг, как один из способов управления своей концентрацией, бывает двух видов:
Аналитическая - напоминает знакомство с предметом или феноменом, которое заставляет нас глубже проникнуться его идеей.
Концентрируясь на какой-то идее и развивая мысль внутри себя, буддисты стараются усилить свои положительные качества и устранить негативные.
«…когда мы медитируем на сострадании, мы порождаем чувство сопереживания другим и стараемся понять их страдания. Мы делаем это средствами аналитической медитации» Далай-Лама XIV
Такой тип медитации активный, это осознание процессов, которые происходят в уме (например, откуда берутся омрачения и как они ощущаются, буддисты могут применить к ним практики «терпения» и «любви» - называемые противоядиями).
Эта практика - основа для следующей.
Другая форма медитации - медитация однонаправленного сосредоточения. В ней фокус не на процессе, а на объекте. По-другому она называется шаматха и задача практики такой медитации - успокоить ум.
Вот план тренировки такой медитации для новичков, который я записала со слов — Геше университета Наланды:
Здесь уделяется особое внимание положению тела - вот описание Семичастной позы Вайрочаны:
➡️ Со скрещенными ногами. Левая снизу, правая сверху. Не садится так, если есть ограничения или боль - можно сесть удобно, потом вернуться к в позу со скрещенными ногами. Эта поза позволяет сделать ум острым.
➡️Спина прямая насколько возможно. Это помогает ясности ума. Не прислоняться к опоре, только если ощущается боль. ➡️Немного наклонить голову вперед
➡️ Глаза приоткрыты. Закрытые глаза могут привести к состоянию отсутствия сосредоточения, создать расслабленность, но медитация - это работа, поэтому нужно делать по правилам. С опытом разрешается закрыть глаза, но на первой практике - нет.
➡️Взор направлен вниз.
➡️Губы, язык и зубы в естественном положении, кончик языка касается неба - чтобы слюна выделялась меньше.
➡️Левая рука снизу, правая сверху, большие пальца образуют треугольник ниже пупка.
Дышать свободно и естественно.
Сперва монахи сосредотачиваются на дыхании.
✅Вдох/ выдох - цикл (мы считаем эти циклы до 21) - делать практику в таком режиме 1-2 недели без аффектов (сонливости или перевозбуждения) ; потом продлить эффект на 5 минут от 60 до 200 циклов, потом до 10 минут.
✅Следующая практика в медитации обнонаправленного сосредоточения - концентрация на мнимой белой точке, которую практик представляет у себя над верхней губой.
Необходимо представить белую точку 2-2.5 м над верхней губой. Ощущение должно быть реальным. Геше тут приводит пример ощущения: у вас зачесалась спина, вы не видите конкретно место, которое вы чешете, но чувствуете его.
То есть белую точку практик визуализирует своим ментальным сознанием, а не сенсорным.
Далее, ученик считает циклы дыхания и представляет точку.
Такие легкие практики имеют целью научение медитации.
После освоения простых объектов тренировка должна совершаться
на примере образа Будды или других специально подобранных объектов, и после этого – в отношении определенных мыслей и благих состояний сознания.
В качестве интересного чтения могу порекомендовать книгу его Святейшества Далай - Ламы XIV «Открытое сердце». В которой он предлагает свой взгляд на практики буддизма в современной жизни».