Из читательских отзывов на книгу (автор: Олег Мусатов):
Кривцова, Олеся.
Семь африканских сил, корасон и падрино / О. Кривцова. — Санкт-Петербург : Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2023. ISBN 978-5-00025-304-5
Эту книжку я по началу было вставил в практически мужской ряд: Миллер, Лимонов, Буковски, Довлатов. Бытописательство. Бесстыжее бытописательство. Исповедь хулигана. Если какая юбка и вклинилась в этот ряд, так это дрянная девчонка всея Руси Дарья Асламова, но той что-то давно уже не видать нигде.
Однако, постепенно определение «бесстыжее бытописательство» развалилось. Во-первых, никакого особого бесстыдства. Матом не ругается, хотя и в выражениях не стесняется; ... в унитазе, как Генри Миллер в каком-то из «Тропиков», не описывает высокохудожественно. Все вполне себе православно. Во-вторых, это скорее любовная история, чем бытовая. Ну, и мистическая.
Женский взгляд, опять же. Откровенный женский взгляд. Это всегда интересно.
То, что текст мне зайдет я понял уже на второй странице, где яркие вывески и клумбы из автопокрышек с цветами на фоне полуразрушенной промзоны сравниваются с раскисшей помадой на скомканном старушечьем лице. Страсть люблю такие хлесткие, проникающие сравнения!
К середине книжки в уме всплывает старина Хэм. Ну, Куба же, куда без него? И «Мастер и Маргарита», потому как «Семь африканских сил…» это тоже роман в романе. Или нечто подобное. Но — нет. Нет отстраненной констатации, как у Хэмингуэя, и вычурности текста, как у Булгакова. Олеся пишет четко, по делу, однако же с полным эмоциональным погружением. Дневник русской битой жизнью женщины на мистическом карнавале кубинских мачо и бабалао. Бабалао — это колдун, на минуточку, так что мистика присутствует в достаточном объеме. Особенно в последней главе.
Имеет место увлекательное погружение в афро-кубинскую языческую религию «сантерию», усиленное тем, что автор прошла через все, что описывает, лично, а это придает рассказу выпуклость и реализм. К тому же, она член российского географического общества, что говорит об уровне знаний. Не практикой единой, но и теорией жива эта книжка. За взаимоотношениями божеств следить интересно, хотя моя христианская душа и классифицирует это все, как враждебную пропаганду. Чем-то на итальянскую семью похоже. Или на их же олимпийских богов. Те же кровосмесительство, пьянство, коварство и подвиги. Только все более тропически беззлобно, с ленцой что ли, как мне показалось… Короче, читать надо.
Есть ли у меня претензии к тексту? А то! Конечно, есть! Я старый душнила, я и к Достоевскому с бранью-руганью могу, и к Толстому… Но не буду тут. После прочтения книги осталось легкое благостное состояние души, а это дорогого стоит. Не буду портить.
Есть одно замечание, от которого не удержусь. Автор берет читателя за ноздри и тащит бегом через свою историю. Очень динамичный текст. Я — человек старый, взращенный на Гоголе с Тургеневым, мне хочется более уютного чтения, описательного, птички в куширях чтобы щебетали, облачка курчавые по бездонному голубому небу чтобы неспешно плыли. Типа, как в старом кресле посидеть, чайком побаловаться с плюшками. Впрочем, есть несколько глав с описанием бесед с падрино, где отдохнуть все же можно, по сему претензия слабая, скорее, пожелание.
Эта книжка, как утверждает аннотация на обложке, — первая из серии про афро-кубинские культы. Жду следующую.
Покупал на сайте издательства, там дешевле всего.
Еще из отзывов:
Эта история настолько необычная и оригинальная, что оценить на все 100% всю прелесть книги читатель сможет только в самом конце). Дочитав последние строчки, моими мыслями было: «да ладно! Такое вообще возможно?». Я бы даже отнесла ее к жанру магического реализма — а это, по опыту, очень капризный жанр. Стоит автору перегнуть палку — и читатель уже не выберется на лодку реальности. Здесь же как раз соблюдена эта самая хитрая грань: где вроде бы и описана жизнь Олеси, женщины средних лет, которая путешествует по миру, живет на Кубе, ищет приключения и любовь, мечтает и творит. А если коротко — она принадлежит эмоциям и чувства: целиком и полностью, как человек творческий и постоянно ищущий себя.
Но в то же время огромную роль играют и мифы, и легенды, и религия острова свободы. Меня очень растрогала Легенда про Обаталу — символ мудрости, которому часто молятся матеря нерадивых сыновей… И это только одна из нескольких интересных «историй в истории».
Об авторе:
Олеся Кривцова родилась в 1973 году в Магадане. Впоследствии окончила Литературный институт им. Горького по специальности «литературное творчество» и стала профессиональным прозаиком. Живет в Подмосковье, любит ездить в страны «третьего мира».
Работала на Кубе, в Эфиопии и Ливане. Полученные впечатления отразились в путевых заметках и художественной прозе. Любимый писатель — Джонатан Кэрролл, мастер магического реализма.
Книга «Семь африканских сил, корасон и падрино» — первая в серии, полностью посвященной афрокубинским культам.