Сегодня поделюсь с вами одним старинным погребальным обрядом, использовавшимся в старину коренным населением Республики Коми – коми-зыряне. В некоторых деревнях, особенно тех, где проживают старообрядцы, до сих пор придерживаются традиций своих далеких предков и хоронят умерших с учетом старообрядческих заповедей.
Погребальный обряд направлен для обеспечения перехода умершего в новый для него статус – предка или прародителя, который будет с того света покровительствовать живым. Поэтому чем лучше будут проводы умершего на тот свет, тем сильнее он будет защищать свой род. Несмотря на то, что мы живем в двадцать первом веке, большинство составляющих современных погребальных обрядов до сих пор носят магический характер, что еще больше заставляет участников похорон соблюдать все детали погребально-поминальных обрядов, чтобы не навредить живым и не обидеть мертвых.
Покойника принято хоронить на третий день после его смерти. Этот день считается самым ответственным и наиболее сложным в целом комплексе всех погребальных мероприятий, связанных с проводами покойного в последний путь. Итак, в комплекс третьего дня входят: вынос тела из дома, погребение и вынос пажуна.
Что такое пажун?
Словом «пажун» называется самошитый мешочек с обедом. Этот мешочек или кошель шили вручную. При этом обязательным условием было: держать иголку с ниткой при шитье «от себя», чтобы покойник не нашел дорогу назад. В день погребения в мешочек складывали ложку, миску, стакан, нитки с иголкой, полотенце, выпечку, вареные яйца и т.д. Таким образом, в мешочек клали всё необходимое покойнику на том свете. Ведь, как считали наши предки, покойник на том свете жить будет, и всё это ему там понадобится. И чтобы он там был сытым, чтоб ни в чем не нуждался, то, помимо перечисленного, в мешочек клали бумажные деньги, спички, папиросы, пуговицу, чай, сахар, соль, выпивку, носки. Еще такой погребальный мешочек называют жертвенным комплексом, который призван обеспечить покойного всем необходимым для жизни в загробном мире.
Само обозначение мешочка словом «пажун» (обед) свидетельствует о том, что главной целью такого мешочка является наполнение его едой. Не случаен и выбор продуктов, который кладется в пажун. В него помещают такую ритуальную еду, как выпечка, в основном рыбники, и вареные яйца. Выпечка является обязательным атрибутом погребально-поминального обряда, что связано с представлениями о богатстве и обилии в загробном мире. Стараются класть, помимо рыбного пирога, и шаньги, и пироги с различной начинкой. Рыбу в рыбники клали не всякую. Например, щуку и налима в поминальные пироги не добавляли, так как эта рыба считается «грязной», ведь они едят других рыб и утопленников. Яйца же символизируют зарождение новой жизни.
Обязательное наличие ниток с иголкой и пуговицей объясняют тем, что, если у покойного на том свете что-то порвется, было чем зашить. Нитки обычно кладут либо белого, либо черного цветов. Красные нитки не кладут.
Вообще использование в погребальном обряде катушки с нитками и иголкой является довольно-таки распространенным обычаем. Нитки, с одной стороны, символизируют дорогу, по которой придется передвигаться покойному на том свете, а с другой стороны, способствуют связи между живыми и мертвыми.
В пажун обязательно кладут полотенце или платок, которым укрывали стакан с водой и миску, поставленные сразу после смерти человека. Одно время полотенце отдавали тому, кто первым переступал порог дома после смерти человека. Теперь же такое полотенце кладут в пажун.
Пажун с обедом выносили на улицу в день похорон в первую очередь. А лишь затем выносили гроб с покойником. Человек, которому доверяли нести пажун, шел впереди траурной процессии. Нести пажун мог любой человек, это не принципиально. А вот отдавать пажун со всем содержимым следовало первому встретившемуся на пути похоронной процессии человеку. Это должен был быть человек того же пола, что и покойник. При наилучшем раскладе, имя этого человека должно было совпадать с именем умершего. Первый встречный человек, незнакомый родственникам покойного, которому отдавался пажун, воспринимался, как представитель загробного царства. Человек, взявший мешочек, становился как бы посредником между миром живых и миром мертвых. И через него пажун достигал загробного мира. А однополость и одноименность такого человека лишний раз доказывала то, что он выступает в роли «заместителя» покойного, через которого пажун достигнет адресата. Цель такого обряда заключается в том, чтобы человек взял подаренный ему пажун и обязательно использовал все положенные в него подарки. Выбрасывать пажун нельзя.
В настоящее время многие встречные отказываются брать пажун, брезгуя, или, боясь порчи и сглаза. Поэтому сейчас пажун стараются отдать знакомым покойного, тем, кто чтит старинные традиции, например, пожилым людям, или тем, кто находился в хороших отношениях с покойным.
Пажун - это своего рода подарок в память об умершем. Когда человек, взявший пажун, будет есть угощения из него, он, таким образом, будет поминать покойного. А пользуясь чашкой, ложкой, миской, он каждый раз, беря их в руки, будет вспоминать о умершем. Чем дольше мы помним человека после его смерти, чем дольше сохраняем о нем добрую память, тем лучше покойный чувствует себя на том свете, что способствует и благополучию живых.
Таким образом, выполнение такого обряда продиктовано стремлением живых обеспечить умершего всем необходимым, что может пригодиться ему на том свете и при этом заручиться его поддержкой и помощью, как будущего покровителя рода.
Неся пажун впереди траурной процессии, друзья покойного благословляют его на дальний путь, обеспечивая его всем необходимым для долгого странствия.
Путеводной нитью на том свете может выступать и полотенце, на котором опускают гроб в могилу. Полотенце в погребальном обряде символизирует дорогу в загробный мир. Когда родственники приходят поминать покойного на кладбище, они берут с собой полотенце, которое вывешивают на оградку во время трапезы. Уходя с кладбища, полотенце забирают домой.
В поминальных обрядах Коми народов существуют такие традиции: полотенце висит в красном углу дома, а на сороковой день его выносят на крыльцо, заворачивают в него чай, сахар, выпечку, одежду и отдают «заместителю» умершего. На поминках роль заместителя умершего выполняет специальный человек. После поминальной трапезы его провожают до развилки трех дорог и прощаются, говоря при этом: «От огня, от воды береги. Хорошо нас береги!» Таким образом, просили покойного, оберегать живущих. Давали в руки полотенце с подарками, и человек уходил. такой обычай провожать на сороковой день умершего связан с желанием благословить умершего на спокойную загробную жизнь и заручиться его поддержкой.
Вот такие необычные традиции при захоронении сохранились в некоторых областях России. А какие вы знаете необычные погребально-поминальные традиции?