Рубрика "Случайный фильм из прошлого"
Сюжет. Николас Ван Ортон очень успешный и циничный банкир, у которого в жизни есть всё и его сложно чем-то удивить. Но на пороге своего 48-летия он вдруг задумывается о смысле своей жизни, поскольку именно в этом возрасте добровольно свёл счёты со своей жизнью его отец. И именно в этот момент его непутёвый младший брат делает ему неожиданный подарок - сертификат на участие в одной очень загадочной Игре...
Идея этого фильма пришла к сценаристу Джон Бренкето ещё в 1991 году. Он тогда страдал от депрессии, из-за не очень хорошо складывавшейся его карьеры в Голливуде. Он вместе со своим постоянным партнёром Майклом Феррисом к тому времени написал сценарии к нескольким второсортным жанровым поделкам, в числе которых было продолжение экранизации романа Дина Кунца "Наблюдатели 2" (Watchers II, 1990), ещё одно продолжение, в этот раз боевика с Доном "Драконом" Уилсоном "Кровавый кулак 2" (Bloodfist II, 1990), а также два малобюджетных хоррора "Помутнение разума" (Mindwarp, 1990) и "Неродившийся ребенок" (The Unborn, 1991), в титрах которых они решили спрятаться под псевдонимом Генри Доминик.
Но эта самая депрессия и послужила Бренкето источником вдохновения для сценария "Игры". Он подумал, а что, если бы была такая организация, которая бы возвращала своим клиентам вкус к жизни, и как бы она могла это сделать. Он сразу же поделился своей идеей со своим товарищем Феррисом и вместе они уже начали обдумывать возможный сюжет для будущего фильма. Буквально через несколько дней, когда сценарий существовал только в форме не до конца оформленной идеи, у Бренкето состоялась встреча с режиссёром Джонатаном Мостоу, который недавно закончил снимать недорогой телевизионный боевик по его с Феррсиом сценарию "Полёт чёрного ангела" (Flight of Black Angel, 1991), и актёром Кифером Сазерлендом. На этой встрече сценарист решил поделиться своей идеей и она очень понравилась и Сазерленду, и Мостоу, так что было решено не откладывая в долгий ящик попытаться превратить её в фильм.
Бренкето вместе с Феррисом отправились работать над сценарием и спустя несколько месяцев он был готов. Бренкето был очень доволен своей работой, и решил для себя, что если ему не удастся её продать, то он оставит профессию сценариста. Однако сценарием практически сразу же заинтересовалась кинокомпания MGM, которая приобрела его и сразу же запустила в разработку с Мостоу на посту режиссёра, но вместо Кифера Сазерленда на главную роль планировался уже Кайл МакЛоклен, а главную женскую роль должна была исполнить Бриджит Фонда. Бренекето для студии несколько раз правил свой оригинальный текст, но в итоге MGM потеряла к нему интерес и продала компании Propaganda Films.
Propaganda была небольшой основанной в 1986 году компанией занимавшейся в основном производством музыкальных клипов и рекламных роликов, её учредителями были продюсеры Стив Голин и Сигурйоун Сигхвассон, а также режиссёры Дэвид Финчер, Найджел Дик и Доминик Сена. Были в её портфолио и несколько фильмов, и даже культовый сериал Дэвида Линча "Твин Пикс" (Twin Peaks, 1990-1991). Однако в начале 90-х руководство компании решило выйти на новый уровень, заключив сделку с кинокомпанией PolyGram, и начать снимать более дорогие и соответственно потенциально более прибыльные картины.
Одним из таких проектов и должна была стать "Игра". Сценарием сильно заинтересовался один из совладельцев Propaganda Films Дэвид Финчер, который как раз подыскивал себе проект, реабилитировавший бы его после не особо удачного дебюта - третьей части приключений Эллен Рипли "Чужой 3" (Alien³, 1992). Мостоу же остался на проекте в должности исполнительного продюсера.
Тот вариант сценария, который на тот момент находился в разработке сильно отличался от первоисточника и был переписан уже другим сценаристом, Финчеру он совершенно не понравился, и режиссёр решил взять за основу изначальный вариант, написанный Бренкето. Для этого студия вновь наняла Бренкето и Ферриса, которые, по словам Бренкето, раз тридцать переписывали сценарий для режиссёра, который так до конца и не был удовлетворён их стараниями.
Финчер тогда работал над двумя проектами - этим и культовым "Семь" (Se7en, 1995). И изначально планировалось, что первой будет запущена в производство именно "Игра", поскольку Брэд Питт был занят на съёмках других проектов. Однако неожиданно появившееся "окно" в расписании Питта заставило Финчера изменить свои планы и он занялся съёмками своего будущего хита. А Бренкето и Феррис отвлеклись на создание компьютерного триллера "Сеть" (The Net, 1995) с Сандрой Буллок в главной роли. Все знают каким успехом для Финчера обернулся "Семь", но и "Сеть" тоже очень неплохо прошёл в прокате пять раз окупив свой производственный бюджет.
Так что к работе над "Игрой" и режиссёр, и сценаристы вернулись уже намного более весомыми фигурами в Голливуде. И проект этот привлёк уже совсем других актёров. Так главной ролью заинтересовался Майкл Дуглас, под возраст которого и был в очередной раз переписан сценарий, а вместо брата у него по сюжету появилась дочь, в исполнении Джоди Фостер. Однако Дугласу очень не понравилось, что Фостер по сюжету будет его дочерью, и настаивал, чтобы она была его сестрой. И пока все разбирались в родственных связях главного героя, у Фостер подошло время сниматься в фантастической мелодраме "Контакт" (Contact, 1997) и она покинула проект. И её роль вновь переписали под мужчину и предложили Джеффу Бриджесу, однако тот отказался, и только тогда уже она отошла к Шону Пенну.
А главную женскую роль Финчер решил отдать канадке Деборе Каре Ангер, которую он приметил в нашумевшем эротическом триллере Дэвида Кроненберга "Автокатастрофа" (Crash, 1996). Режиссёр отправил Дугласу на утверждение нарезку кадров с её участием в этом фильме. "...а плёнка была из фильма «Автокатастрофа», - рассказывал уже сам Дуглас, - на которой было запечатлено около трёх минут ее прелюбодеяний примерно в девятнадцати позах. Я подумал, это шутка? Это то, что рассылает её агент?" Но встретившись с ней лично, он был очарован её энергичностью, чувством юмора и внешним видом, так что актрису утвердили на эту роль.
Однако, хотя подготовка к съёмкам и велась уже полным ходом, Финчеру всё равно не нравился до конца сценарий, особенно его третий акт. Так что он решил уволить Бренкето и Ферриса и нанять сценариста "Семи" Эндрю Кевина Уокера, имя которого правда в титрах упомянуто не было. Финчер и Уокер провели вместе около 6 недель, приводя сценарий в тот вид, который бы удовлетворил режиссёра. В частности, герой Дугласа стал более циничным и неприятным, а также была расширена сюжетная линия с детским издательством.
Съёмки фильма, бюджет которого тоже значительно вырос по сравнению с первоначальным замыслом и составил по разным источникам от $50 до $70 млн., начались 13 августа 1996 года и продолжались в течение 100 дней до 7 января 1997 года. Снимали в Сан-Франциско, несмотря на то, что руководство студии настаивало на Лос-Анджелесе, где это процесс был существенно дешевле. Однако Финчеру очень понравилась атмосфера финансового района этого города, напоминавшая атмосферу того самого старого Уолл-стрит, и режиссёр сумел-таки убедить продюсеров провести съёмки именно там.
У фильма было два премьерных показа - первый состоялся в Нью-Йорке 3 сентября 1997 года, а второй - в Лос-Анджелесе 8 сентября, а в широкий прокат он вышел 12 сентября. Большим событием он не стал, сборы его едва покрыли затраченные на его производство, рекламу и прокат деньги и составили $109,4 млн. по всему миру. Отзывы критики были в общем довольно хорошими, но и не особо восторженными - все отмечали отличную режиссуру Финчера, однако ругали за слабый финал. На Rotten Tomatoes на данный момент у фильма 77% свежести на основании 65 рецензий.
Кстати и Финчер снял и альтернативный финал для своей истории, положив его впоследствии в раздел дополнительных материалов сначала на DVD, а в последствии и на Blu-Ray. И, по моему мнению, он намного больше подходит фильму, чем не особо вписывающаяся в характер героя Дугласа и общий тон повествования слегка романтическая "театральная". Вот она:
Сам режиссёр впоследствии, во время интервью журналу Playboy в 2014 году, поделился с его читателями, что Сиан Чаффин - супруга и по совместительству продюсер всех фильмов Финчера начиная с "Игры", была категорически против его участия в этом проекте. "Да, и, оглядываясь назад, моя жена была права, - рассказывал он. - Мы не разобрались с третьим актом, и это была моя вина, потому что я подумал, что, если просто держать ногу на педали газа, это будет очень легко и весело."
Помнится, когда увидел фильм в 90-х, мне он не особо мне понравился, слишком уж невероятная и практически не осуществимая там идея с этой Игрой, апофеозом которой была совершенно нереальная сцена падения ГГ с крыши. Пересмотрев же его сейчас получил большое удовольствие. В первую очередь от наблюдения за главным героем, чей неприкрытый цинизм ускользнул от моего внимания в юности, сейчас я отметил много общего со своим мироощущением. Игра Дугласа тут тоже очень понравилась, в принципе не особо люблю этого актёра, но здесь он вписался на все 100%. Остальные актёры тут были в основном фоном - Пенн появляется в кадре от силы минут на 10, да и играть ему там особо нечего, а Ангер как-то совсем уж блекло смотрится, и её героиня не вызывает практически никаких эмоций. Ну и само собой здесь всё очень хорошо в визуальном плане и динамике повествования - тут Финчер большой мастер. В общем возраст пошёл фильму на пользу и мне кажется выйди он в прокат сейчас то пользовался бы намного большим успехом со всеми своими многозначительными, поддающимися двоякой трактовке, деталями.
В сети отыскать его не составит труда. Пока что он доступен в максимальном качестве 1080р в виде копии с вышедшего уже довольно давно Blu-Ray от американской компании Criterion. Картинка там очень качественная и ничто не выдаёт в ней 25-летний возраст фильма. Есть ещё и скачанная с какого-то зарубежного VOD-сервиса Open Matte версия, без черных полос по верхнему и нижнему краям экрана с размером кадра 1,78:1, но я всегда за оригинальные пропорции. Переводов существует великое множество - есть дубляж, есть с десяток различных многоголосок, есть несколько авторских переводов той эпохи (Юрия Живова, Николая Антонова, две версии Андрея Гаврилова) и более современный от Дмитрия Есарева.