С МОМЕНТА ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ В 2012 ГОДУ КИТАЙСКИЙ ЛИДЕР СИ ЦЗИНЬПИН РАСШИРИЛ ВЛИЯНИЕ КОМПАРТИИ КИТАЯ ПО ВСЕМУ МИРУ
Автор: Мэри Хонг
Китай уже более десяти лет управляет всемирной сетью «консульских волонтёров» через свои посольства и консульства, стремясь усилить своё влияние за рубежом, и способствовать незаконной деятельности, предупредила базирующаяся в Испании правозащитная организация Safeguard Defenders в новом отчёте.
Правозащитники, беседовавшие с The Epoch Times, выразили обеспокоенность тем, что эти организации могут представлять угрозу для зарубежных диссидентов и национальной безопасности принимающих стран.
Согласно отчёту, опубликованному 21 ноября, «Консульские добровольцы» сотрудничают с Департаментом работы Объединённого фронта (UFWD) — организацией, которая занимается шпионажем — собирает информацию о лицах, на которых нацелен Пекин, и помогает Коммунистической партии Китая (КПК) манипулировать зарубежными сообществами и подавлять инакомыслящих.
Несмотря на закрытие Пекином некоторых зарубежных полицейских «сервисных центров» в ответ на протесты принимающих стран, в отчёте отмечается, что сеть «консульских волонтёров» до сих пор оставалась незамеченной, позволяя компартии Китая осуществлять свои операции влияния и незаконную транснациональную правоохранительную деятельность за рубежом.
В сентябре 2022 года Safeguard Defenders раскрыла в отчёте, что существует более 100 секретных зарубежных китайских полицейских участков по меньшей мере в 53 странах по всему миру, «организованных органами общественной безопасности Китая в сотрудничестве с группами, связанными с Объединённым фронтом по всему миру», — сказала директор компании Лора Харт.
Десятилетие незаконной деятельности
Новый отчёт Safeguard Defenders показал, что, по крайней мере, в течение десятилетия китайские посольства и консульства управляли сетями «консульских добровольцев», не раскрывая их деятельность в принимающих странах. Эти сети были официально оформлены постановлением Государственного совета, вступившим в силу 1 сентября.
В отчёте указывалось, что «сеть работает через связанные с Объединённым фронтом ассоциации и отдельных лиц и свидетельствует о причастности Управления по делам Китая за рубежом», добавляя, что Федеральный канадский суд в 2022 году назвал управление «организацией, которая занимается шпионажем и действует вопреки интересам Канады».
Управление по иностранным делам Китая — это «внешнее название, используемое для Отдела работы Единого фронта КПК», — говорится в отчёте.
Сеть сотрудничает с зарубежными группами, связанными с Объединённым фронтом, для предоставления таких услуг, как консульская помощь сообществу, которая «может не только предоставить им потенциальный широкий доступ к личным данным отдельных лиц, домашним адресам и контактной информации, но также может опасно усилить их функцию контроля над зарубежными сообществами и инакомыслящими».
«Особенно в условиях, когда отдельные лица — по праву — боятся посещать официальные консульские посты, поскольку КНР наращивает свои транснациональные репрессивные усилия».
Согласно отчёту, в Китае выдача паспортов и других документов, таких как въездные визы, сильно политизирована и часто используется как инструмент контроля и рычага воздействия на целевых лиц, проживающих за границей, например, для обеспечения того, чтобы они соответствовали партийному диктату, выполняли просьбы действовать в качестве информаторов внутри сообщества или принуждали их вернуться в Китай.
С момента вступления в должность в 2012 году китайский лидер Си Цзиньпин расширил влияние компартии Китая по всему миру, в основном опираясь на зарубежное сообщество и бизнес-организации, контролируемые «Объединённым фронтом».
«Шпионы китайской компартии»
Правозащитники поделились своими опасениями с китайскоязычным изданием The Epoch Times относительно «консульских волонтёров».
Лай Цзяньпин, бывший китайский юрист и обозреватель текущих событий, назвал «консульских добровольцев» «шпионами КПК».
«Они осуществляют транснациональное подавление КПК соотечественников за рубежом и вмешиваются во внутренние дела принимающей страны», — сказал он.
Лай считает, что эти так называемые консульские добровольцы полезны во время выборов; они организуют мероприятия по оказанию влияния на избирателей с целью поддержки кандидатов, поддерживающих КПК, и влияют на законодателей через различные прокоммунистические организации.
«Учитывая скрытый характер этой деятельности, сбор доказательств на месте оказывается сложной задачей», — сказал он, добавив, что компартия может незаметно направить группу диаспоры для оказания финансовой поддержки конкретному кандидату.«КПК извлекает выгоду из уязвимости правовых систем западных стран и политической открытости демократических систем, чему трудно эффективно противодействовать», — объяснил он.
«Расширение юрисдикции компартии»
У Шаопин, юрист по правам человека, ныне проживающий в Нью-Йорке, рассматривает «консульских добровольцев» как «косвенное расширение юрисдикции КПК».
«Акты трансграничных репрессий, как правило, связаны с влиятельными ведомствами КПК, такими как общественная и национальная безопасность. Однако “консульские добровольцы”, по сути, формируются по дипломатическим каналам, связанным с организациями объединённого фронта КПК, идущим другим путём», — сказал Ву.
Он предупредил, что жертвами являются не только китайцы из-за рубежа, но и иностранцы, которые приезжают в Китай по делам бизнеса или туризма. Эта сеть позволяет КПК собирать информацию об этих людях. Если эти иностранцы выражают антикоммунистические взгляды, Пекин может отказать им в визах или разорвать их экономические и торговые связи с Китаем.
«Это вызывает серьёзную тревогу», — добавил он.
«Подразделение содействия»
Шэн Сюэ, бывшая вице-председатель Федерации за демократический Китай (FDC), сказала The Epoch Times, что «консульские добровольцы» могут служить «мощной центробежной силой в местном демократическом обществе».
По словам г-жи Шэн, Пекин неустанно работал над привлечением и использованием зарубежных китайцев в качестве тайных агентов и информаторов, и «эти люди считают себя ценными для КПК и одновременно стремятся получить выгоду от неё».
По словам Шэн, сеть «консульских волонтёров» становится механизмом запугивания и вселения страха в китайскую диаспору.
Кроме того, она сказала, что большинство китайских граждан, живущих за границей, по-настоящему не понимают и не ценят свою вновь обретённую свободу.
«Несмотря на то что они проживают в демократических странах, в глубине души они ограничены авторитарным правлением КПК», — сказала она.
Шэн привела Канаду в качестве примера, сказав, что в стране проживает около 1,8 млн китайцев, и компартия Китая контролирует значительное количество китайских общин через консульства и связанные с ними группы, такие как общественные организации. Вместе они могут «сыграть раскалывающую роль в местном обществе», добавила она.
Лай считает, что «консульские добровольцы» могут быть связаны с лицами, которые пытались сорвать работу и напасть по меньшей мере на 40 протестующих против КПК во время визита китайского лидера Си Цзиньпина в Сан-Франциско на саммит АТЭС 15—17 ноября.
Лай подозревает, что некоторым протестующим сторонникам КПК, возможно, заплатили за то, чтобы они были на саммите и выполняли приказы китайских властей.
«КПК, возможно, предложила компенсацию или возможности для бизнеса. В противном случае мало кто рискнул бы нарушать законы принимающей страны или даже заниматься незаконной деятельностью», — сказал он.
Хайчжун Нин и Ли Юнь внесли свой вклад в подготовку этого отчёта.
Источник: The Epoch Times