Найти тему
Байки от бабайки

Мы мирные люди, но наш бронепоезд...

Оглавление

Из воспоминаний прапорщика Анатолия Яворского

В славные времена Советского Союза народным хозяйством страны руководила бронебойная КПСС. Многие могут лишь представлять, как проходили нечастые партийные съезды коммунистов, а немногим удалось окунуться в это действо глубже прочих советских граждан. Рассказ пойдёт о моём участии в съезде Компартии Туркменской ССР, проходившем в Ашхабаде в 1978-м году…

В 811 отдельном батальоне связи проходил очередной парко-хозяйственный день. Ротные, взводные, прочие прапора и личный состав срочной службы шуршали в автопарке. Какие-то машины выгоняли на свет, на других проводили регламентные работы прямо в боксах или на отведённых стоянках.

Время к полудню. Как водилось в предобеденное время, кадровый состав уже намеревался собраться в курилке, и вдруг видим, по боксам забегал дежурный по парку. Товарищи офицеры и прапорщики, поступил-де приказ всеобщего построения кадрового состава дивизии. Что за напасть, изумлялись кадровики: построение не батальона, а всей дивизии? Кого там вошь укусила?

Что же, выходим на плац, почти сразу к месту построения батальона подтягиваются комбат, начальник штаба, замполит и прочие порфиры отдельного формирования связистов. Те тоже все в недоумении.

Стоим, ждём, на середину плаца выходит начальник штаба дивизии полковник Гартман и командует: «Так, товарищи офицеры и прапорщики, в две шеренги становись!» Выстроились – не привыкать! «Первая шеренга, пять шагов вперёд марш!» Отчеканили положенные шаги, Гартман неспешно двинулся вдоль шеренг. Посредством глубокого анализа светотеней физиономии и методом научного тыка пальцем в грудь, начштаба вывел ещё на десять шагов вперёд десятка два кадровиков. Соответственно, в число отобранных попал и я, единственный от батальона связи, остальным была дана команда разойтись по местам назначения.

Часы тикают, под ложечкой сосёт, на обед пора бы, а тут такая неясность?! Гартман приказал отобранным сойтись на интервал плеча и дал новую вводную: «В 16 часов 30 минут построение в парадный форме одежды! Задача ясна? Вопросов нет!» Кто-то всё же попытался спросить чего и куда, на что начштаба отрезал: «Отставить вопросы! Все свободны!»

Ну, что, ноги в руки, бежим домой на обед. В 16:30 все уже стоим на плацу в парадной форме одежды: золотой ремешочек, начищенные сапожки, наглаженные кителя, у кого медали, у кого планки на груди. Гартман обошёл строй, цыкнул не особо приветливо, прапорщикам приказал выйти из строя.

Прапора вышли, осмотрелись: все в чёрных фуражках и чёрных же погонах. Офицеры через одного красные и чёрные. Гартман окинул всех научно-задумчивым взглядом и дал новую команду: «Внимание, товарищи! Прапорщикам подшиться в красные цвета, фуражки должны быть с красным околышем, медали, кому положено, и никаких планок! Офицеры все должны быть в чёрном. Построение в 18:30, разойтись!»

Туркестанцы и все, кому есть, что вспомнить! Если вы готовы поделиться интересной историей со времён службы в армии и рассказать достойный внимания случай, пишите по электронной почте ynazar@mail.ru или свяжитесь со мной через страницу на сайте ОК.РУ

За два часа достать нужную атрибутику на форму, переподшиться и найти соответствующую фуражку дело не из лёгких, но время пошло, и оно, как известно, ждать не будет. Все разбежались кто куда, многие ломанулись в военторг, который располагался тогда возле Русского базара. Прибегаем, а выбор там бедноват – ничего подходящего. Что делать?

Я бегом к отцу. Он у меня был в то время начальником вещевого склада управления дивизией. Прибегаю, рассказываю, Гартман там, дескать, лютует, прапоров в красноту переодевает – помогай, отец?! Отец нашёл мне красные погоны и петлицы, а с фуражкой вышла загвоздка – на складе, как назло, таковой не оказалось.

В общем, фуражку я у кого-то выцыганил, подшился и 18:30 в числе прочих стоял на плацу. Гартман осмотрел подчинённых и цыкнул уже с одобрением: «Ну, вполне сойдёт! Товарищи офицеры и прапорщики, вы отобраны для участия в съезде Коммунистической партии Туркменистана!»

«Нихрена себе?!» – пронеслось по строю, а я как самый молодой да бойкий тяну руку: «Товарищ полковник, а если я не коммунист!» Полковник покосился на меня: «Тебя никто не спрашивает, товарищ прапорщик! Завтра в 8:30 утра сбор возле центрального входа Ленинского сквера! Поняли, тогда свободны?!»

Ленинский сквер в Ашхабаде место знаковое. Здесь на трехъярусном постаменте стоит Вождь всех угнетённых народов, призывая пойти в магазин, на который он и указывает рукою. Возле сквера стоит Дом Политпросвещения со знаменитым барельефом работы Эрнста Неизвестного на фасаде здания. Ярко выраженная суровость лица инсталляции даёт понять, что если не последуешь заветам Вождя, не посетишь винный отдел указанного магазинчика, то подвергнешься душевным терзаниям и испытаниям всех кар земных…

Дом Политпросвещения в городе Ашхабаде
Дом Политпросвещения в городе Ашхабаде

Утро, кадровики дивизии в указанное время на указанном месте. Прапора все под красной атрибутикой формы, офицеры под чёрной. Стоим, видим, подходят офицеры других частей, к девяти часам подвозят солдат разных родов войск. Погранцы зелёные, летуны голубые, пехота красная, и прочие чёрные - тоже при параде, с аксельбантами и значками. Командование нашим собранием принимал полковник, фамилии не помню, начальник политотдела гарнизона с негласным позывным «Сеньор Помидор». Морда лица у него была круглая и при любом усилии краснеющая, орал он или просто разговаривал.

Завели нас в вестибюль Дома Политпросвещения и открыли полноту картины. Военнослужащие должны будут быть расставлены по вестибюлю, по лестнице вверх и по коридорам до самого зала - по ходу прибытия делегатов на съезд. Чтобы работники умственного труда не затерялись в коридорах, надо понимать, и были организованно направлены в указанном направлении.

От нарядов и прочих служебных обязанностей нас освободили, конечно. Целую неделю с девяти утра до глубокого полудня муштровали торжественно входить, вставать в указанном месте, как вести себя в том или ином случае. Ступеньки там необычные, от полутора метров шириной ближе к входу, где делаешь два полных строевых шага, и до обычной ширины к концу подъёма. На широких ступеньках вставали по два бойца, потом по одному, вверху через ступеньку. Изо дня в день подбородок выше, стойка смирно, только без карабинов как в кремле, но офицеры с какими-то знамёнами. Соплей не надувать и вообще совсем бы не дышать. Как кремлёвские это выдерживают, нам не дано понять!

В один из дней на сотый раз повторения регламента подруливает с проверкой сам юлдаш (товарищ) Мухамедназар Гапуров, первый секретарь ЦК КПТ. «Сеньор Помидор» лебезит перед ним как перед Брежневым, Гапуров ходит, проверяет развод, ничего в нём не понимая. Смотрит расстановку, лыбится, оценивая внешний вид солдат и офицеров, остаётся впечатлён и доволен.

В день открытия съезда, когда делегаты собрались и уединились в зале, мы ходили по Дому Политпросвещения и диву давались собранному здесь изобилию. Несколько буфетов с яствами, икра красная и чёрная, колбасы всех видов, всякие сыры, птичьи печени, морские креветки и прочие консервы или паштеты. Слюни глотали, а денег на карманах шиш, хоть и стоило всё не особо дорого. Книг уйма, выставки товаров народного потребления и много чего ещё. На второй день кадровики пришли уже при деньгах, но всё с собою всё равно не унесёшь… Червячка малость, а приморили, жёнам отложили...

В один из дней нас загнали в зал, перед делегатами выступил комдив, доложил, что в армии мирного времени всё на своих рельсах, а наш бронепоезд стоит на запасном пути и томится на парах. Мы, как и все делегаты, ему одобрительно хлопали. По окончании дня вышли на улицу и сфотографировались на память. Фото представлено вашему вниманию...

Понравилось - не понравилось, просьба оценить пальцем вверх или вниз! Вам пустяк, а меня подвигнет к написанию других историй...

Читайте также байки из КТуркВО и байки из учебки

Предлагаю свою книгу о военной службе в рядах непобедимой Советской Армии, 1986 - 1988 годы, Краснознамённый Туркестанский Военный Округ. Ознакомиться и скачать можно по ссылке Майами в Туркестане

Подписка на канал и комментарии приветствуются!

благотворительная помощь автору канала: карта МИР 2202 2032 5146 6795