Примерять платье — почему и в приставке, и в корне И?
- Вопрос по орфографии — начинаем с морфемного разбора.
- при — приставка, мер — корень, я — суффикс инфинитива, ть — суффикс инфинитива (в школе его считают окончанием)
- Начнём с корня мер.
- Орфограммы корня делятся на 4 группы: словарные слова, проверяемые согласные, безударные проверяемые гласные (БПГ), чередование гласных.
- Перед нами БПГ.
- Как это понять?
- Во-первых, для школьной программы подобраны 10 случаев чередования в корнях — их учат наизусть. То есть сначала убеждаемся, что наш случай не является чередованием.
- Во-вторых, выбираем из двух оставшихся вариантов (БПГ и словарных слов), подбирая проверочное слово.
- Если мы можем найти проверочное слово — перед нами БПГ.
- Проверочное слово есть: примерить (Е под ударением).
- Есть ли какие-то ловушки для корня с БПГ мер?
- Да! Есть корень с чередованием мер/мир/мр.
- Как проверить, что наш случай не является чередованием?
- Во-первых, через лексическое значение корня: мер имеет значение измерения, определения размера; мер/мир/мр имеет значение смерти или подобия смерти.
- Во-вторых, через грамматику корня: корень мер не изменяется, корень мер/мир/мр имеет три варианта: умер, умирал, умру.
- Приставка при определяется лексическим значением.
- В нашем случае можно трактовать лексическое значение при по-разному: выбирайте любой способ, лишь бы он работал!
- при — неполнота действия: примерять — слегка мерить
- при — действие в своих или чьих-либо интересах
Пример
Кот Мухтар долго примерял новую полотняную рубашку, затем замер, размышляя о недавнем предложении о перемирии с премудрыми сомиками.
#орфография