Больше 100 лет назад начальная школа была циклом начального образования. Дети получали элементарные практические знания и навыки: чтение, письмо, арифметические знания, сведения о явлениях природы и жизни общества. Начальная школа не готовила к дальнейшей учёбе, программы не готовили к изучению основ наук.
После окончания начальной школы большинство детей покидало образовательное учреждение и приступало к труду.
Сейчас все дети получают среднее образование. И это коренным образом изменило роль начального обучения. Теперь начальная школа не только даёт элементарные знания, но и формирует способности к усвоению научных знаний. То есть это такая подготовительная ступень, связанная с остальными образовательными ступенями. Её роль –начальный этап обучения.
Начальная школа подводит детей к предметному обучению, раскрывает логику научных знаний, доступной форме показывает содержание конкретной науки.
Например, овладение чтением превращается во введение в изучение языка и литературы, а овладение счётом открывает дорогу в изучение количественных отношений.
Еще одна задача начальной школы НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ
Например, курс русского языка должен подготовить детей к усвоению более сложного теоретического материала. Поэтому начальное обучение строится на уровне современных научных представлений о языке. Дети учатся осмысленно читать, писать, говорить. Учатся делать устные и письменные сообщения о своём опыте, о том, что видели, читали или узнали. Обогащают свою речь и учатся логически рассуждать и ясно выражать свои мысли.
А элементарные знания по фонетике, морфологии или синтаксису помогают овладению грамотным письмом и речью.
Сейчас в начальной школе проводится большая работа по осознанному чтению. От сознательного чтения зависят успехи по другим предметам.