В программе СВМ на МАЯКе (Смотрим, Я. Музыка, Apple Podcasts) часто всплывало имя Стивена Уилсона (Steven Wilson). Известный продюсер, музыкант, визионер, он - в дополнение к своей карьере в Porcupine Tree, No-Man, Blackfield и других проектах, - является уважаемым специалистом по звуку, создавшим многочисленные переиздания легендарных (уж очень мне не хочется использовать слово «культовых»!) альбомов. В этот список входят релизы самых разных «икон» рока – от King Crimson и Roxy Music до Jethro Tull и ABC. Также Уилсон работал и работает в качестве продюсера с современными группами, например с Opeth и Anathema.
И хотя его музыкальный мир, в основном, тяготеет к прог-року, это далеко не единственный стиль, который вызывает интерес у разностороннего музыканта.
Уилсон человек интересный. Желание «потрогать границы», понять «сущность восприятия звука человеком»: вот часть его креативных установок. И если в живописи «Чёрный квадрат» Малевича является некой «ультимативной формой работы с изображением», то Уилсон постоянно ищет аналоги такому подходу в звуке. И находит! Одним из альбомов, который мы сегодня вспомним, является, как говорит Уилсон, «самый экстремальный из всех, когда-либо созданных». И правда: альбом целиком состоит из «оглушительного шума, имеющего качество, близкое к чистому эмбиенту».
Но об этом необычном релизе чуть позже… А пока маленькая предыстория: Стивена Уилсона попросили выбрать альбомы трех интересных исполнителей, по одному у каждого, и порассуждать о том, что ему в этих альбомах нравится.
Вот его выбор:
Rajput & The Sepoy Mutiny “Flower Power Sitar” (1968)
Комментарий Уилсона: «Это альбом, записанный в конце 60-х человеком, который никогда раньше не знал о существовании такого инструмента, как индийский ситар. Но так получилось, что ему его подарили, а позже попросили записать “ситарную пластинку”. Удивительно, но именно после этого альбома интерес к ситару внезапно вырос. Инструмент стал очень популярным и модным – все сразу обратили внимание на Рави Шанкара (Ravi Shankar) и The Beatles. Этот странный парень, который играет на ситаре на этой пластинке, он, похоже, понятия не имеет о том, как правильно настроить инструмент. В результате получилось нечто необычное - пластинка вызывает и смех, и раздумья одновременно».
Конечно, по поводу первенства этого парня в использовании ситара можно поспорить - достаточно вспомнить ту же “Norwegian Wood”, - но то, что результат получился необычным, это точно.
Guns N' Roses “Use Your Illusion” (1991)
Комментарий Уилсона: «На самом деле я не могу сказать, что рос, слушая Guns N' Roses, но я не так давно делал ремикс на этот альбом. Помню, я потратил много времени на эту пластинку — на музыку, которую я никогда раньше по-настоящему не слушал, - и должен признаться, что в итоге я стал её настоящим поклонником. Невероятно экспериментальная и амбициозная работа для рок-группы. Лонгплей “Use Your Illusion” двойной, так что в нём имеется огромное количество музыки. Не поленитесь, переслушайте его внимательно, это серьёзная работа».
Merzbow “Pulse Demon” (1996)
А вот и тот самый супер-экстремальный альбом. Уилсон говорит: «Думаю, некоторые люди знают о моей трепетной любви к японской нойз-музыке (“noise music”) и индастриалу (“industrial music”). Эта пластинка, получившая известность в середине 90-х, раскручивалась лейблом как “самая экстремальная из когда-либо созданных”. Да, мы говорим о чистом шуме — и это оглушающий шум, если слушать на громкости. Самое время по памяти привести цитату из Pitchfork: "Музыка не может быть более экстремальной, чем эта". Мне кажется, что в этом что-то есть: и хотя это чистый шум, это одновременно почти эмбиентная музыка. Признаюсь, иногда это именно то, что я хочу услышать. Я большой поклонник такого рода экстремальной шумовой музыки, которая во многих отношениях является антитезой бóльшей части музыки, которую я исполняю».
Что касается музыки, которую Уилсон исполняет, то его восьмой сольный альбом "The Harmony Codex" вышел в сентябре 2023 года.
Он следовал за лонгплеем "The Future Bites" 2021 года. «Как человек, составляющий часть “рок-сцены”, я почувствовал, что должен попытаться записать альбом, который поднял бы планку того, что возможно в пространственном звуке», - так прокомментировал свой последний релиз Стивен Уилсон.
Я был на его московском концерте и рассказывал об этом - см. материал от 28 февраля 2019 года.