В 1997 году в прокат вышел фильм «Жизнь прекрасна» режиссера Роберто Бениньи. Он получил целых три премии «Оскар». Эта история о том, как отец прятал своего ребенка в концлагере.
Считается, что история выдуманная. По крайней мере, сам Бениньи всегда об этом говорил. Но, как оказалось, она основана на реальных событиях. Причем таких случаев было несколько. Об одном из них – самом удивительном – я расскажу подробно.
Интересная игра
7 марта 1941 года в еврейском гетто оккупированного немцами населенного пункта Сандомир (Польша) на свет появился мальчик по имени Янек Шляйфштайн.
Мы не выбираем время рождения, времена для жизни. Мальчику откровенно не посчастливилось.
Он родился в годы, когда шла Вторая мировая война, а к евреям немцы относились очень плохо.
Поначалу всё было относительно сносно. В том смысле, что родители Янека только лишь работали на заводе – обеспечивали немецкую военную промышленность. Дальше было намного хуже. Но уже тогда гитлеровцы детей не очень жаловали. Они их считали балластом, старались избавиться от еврейских малышей.
Родители Янека тогда решили спрятать мальчика в подвале. Паренёк полтора года прожил в полной темноте. Он видел изредка только свет свечи, с которой мама и папа спускались в подвал.
Под землёй, вместе с маленьким Шляйфштайном жила также кошка, которая защищала Янека от крыс и мышей.
Родители решили всё обставить так, будто это игра: мальчик должен был вести себя тихо, чтобы не привлечь внимание злодеев. А за это ему давали угощения. Например, куски сахара.
В 1943 году ситуация изменилась в худшую сторону. Шляйфштайнов, как и подавляющее большинство других польских евреев, решили отправить в концлагеря. Маму Янека увезли в «Берген-Бельзен», а папу отправили в «Бухенвальд».
Отец каким-то чудом смог пронести сына в мешке. Я не знаю, как это произошло. Не представляю, как это было возможно. Но это случилось.
Возможно, Янеку лучше было бы остаться на свободе. Может быть, ему там было бы легче прожить. Сложно сказать. Но получилось так, что ребенок оказался на нелегальном положении в концлагере.
В «Бухенвальде»
Игра продолжилась. Папа объяснил сыну, что нужно вести себя очень тихо, никому из надзирателей не попадаться на глаза, иначе они увезут мальчика к злой колдунье. И Янек прятался.
Узники концлагеря кормили паренька, выделяя ему часть от своей очень скромной пайки.
Несколько раз Янек был на волоске.
Однажды 30-летний роттенфюрер СС устроил в бараке тщательный обыск и обнаружил мальчика. Но гитлеровец проявил человечность, потому что у него самого был ребенок примерно такого же возраста.
Немец объявил Янека «талисманом лагеря», приказал пошить ему робу. Янек теперь появлялся на поверках и громко произносил: «Все заключенные посчитаны!».
Однако от высокого начальства паренька прятали. Но однажды недоглядели. Заместитель начальника лагеря однажды заметил Янека, который беспечно играл на территории.
Израиль Шляйфштайн, спасая сына, пообещал гитлеровцы – большому любителю лошадей – изготовить красивое седло, просил не отправлять мальчика в газовую камеру. Договорились.
Случилось очередное чудо: немца, видимо, за какие-то провинности отправили на фронт. Он не вернулся. Про Янека другие лагерные начальники не знали.
Мальчик дожил в «Бухенвальде» до апреля 1945 года, когда заключенные устроили бунт, взяли в плен охрану лагеря.
На свободе
Семья Шляйфтайном воссоединилась. Израиль, Эсфирь, Янек (ставший Джозефом), уехали в Америку, где родился второй ребенок.
Израиль ушел из жизни в 50-х. Эсфирь пережила супруга на 40 лет.
Джозеф Шляйфштайн долгое время трудился на американском телевидении, но о своей жизни рассказывал только единожды.
Мужчина всю жизнь спал со включенным светом, потому что темнота его пугала.
Похожих случаев было в истории около 20. Один из еврейских мальчиков выжил, спрятавшись в помещении для больных сыпным тифом. Гитлеровцы не горели желанием туда заходить, поэтому парень спасся. Сам он, кстати, не заболел, что удивительно.
Что же касается Янека, то он был, пожалуй, самым юным свидетелем обвинения на Нюрнбергском процессе.
Мальчик опознал около дюжины охранников «Бухенвальда», которых приговорили к казни.
Коменданта «Бухенвальда» Германа Пистера тоже приговорили к казни. Однако нацист не дожил до приведения приговора в исполнение – не выдержало сердце.